Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

17 лет успешной работы на рынке
Более 400 успешно реализованных проектов

Создание/совершенствование постоянно действующей системы стратегического управления

Распечатать

Термин "стратегическое управление" был введен в 60-70 гг. прошлого века для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне руководителей подразделений и управлением, осуществляемым на уровне высшего руководства. Стратегическое управление, в отличие от оперативного управления, призвано обеспечить выживание организации и достижение ее целей в долгосрочной перспективе. Основное внимание вышестоящего руководства в процессе стратегического управления должно быть сконцентрировано на внешнем окружении для быстрой и адекватной реакции на изменения в нем.

Отличия долгосрочного и стратегического управления заключается в различном отношении к будущему: долгосрочное управление рассматривает будущее как продолжение прошлых тенденций, стратегическое управление основывается на постулате о том, что будущее слабо зависит от прошлого. При этом долгосрочное управление в качестве решающего фактора рассматривает развитие предприятия, а стратегическое управление ориентируется на развитие внешнего окружения и его влияние на компанию.

Идеология стратегического управления базируется на предположении о невозможности с достаточной степенью точности предсказывать долгосрочные тенденции развития внешней среды.

В таблице приведены основные отличительные черты оперативного и стратегического управления:

 

Оперативное управление

Стратегическое управление

Предназначение

Производство товаров и услуг с целью получения доходов от их реализации.

Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением.

Цели управления

Реализует потенциал прибыльности.

Создает потенциал прибыльности.

Критерий эффективности управления

Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала.

Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка в зависимости от изменения окружения.

Объект концентрации внимания менеджмента

Взгляд внутри организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов.

Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе.

 

Таким образом, можно отметить, что оперативное управление направлено на повышение эффективности текущей деятельности компании (в большей мере вовнутрь организации ), а стратегическое управление - на обеспечение развития потенциала (в большей мере наружу). У этих двух процессов разные цели: у оперативного это поддержание существующего положения (стабилизация), то цель стратегического менеджмента - это развитие, какое-то изменение. Изменение всегда вступает в конфликт с сохранением существующего положения, поэтому согласование этих целей - это отдельная большая задача.

Преимущества "стратегического подхода" к управлению

Преимущества стратегического мышления и осознанного стратегического управления (в отличие от свободной импровизации, инстинктивных движений и "движения по воли волн") включают в себя:

  • лучшее руководство всей организацией с четким пониманием "что мы хотим сделать и чего достичь";
  • повышение чувствительности руководителей к "ветрам перемен", новым возможностям и опасному течению событий;
  • предоставление руководителям рациональной основы для оценки конкурирующих потребностей в инвестировании капитала и использовании новых трудовых ресурсов (инвестирование должно осуществляться только в поддерживающие стратегию и дающие результаты области);
  • координация многочисленных стратегических решений различных руководителей по всей организации;
  • повышение активности управления и противодействие тенденциям к принятию оборонительных решений или к ответным действиям;
  • принятие менеджерами долгосрочного взгляда на вещи;
  • создание системы стратегического менеджмента и контроля.

 

Преимущество активного управления состоит в том, что новаторские стратегии могут стать ключом к долгосрочному улучшению работы. История бизнеса показывает, что хорошо работающие предприятия чаще выступали с инициативами и выполняли роль лидера, а не просто защищались и предпринимали ответные действия. Агрессивная реализация творческой, учитывающей все возможности стратегии может выдвинуть компанию на лидирующие позиции, создать условия для того, чтобы ее продукция или услуги стали стандартом качества в отрасли.

Процесс стратегического управления

Процесс стратегического управления состоит из нескольких последовательно выполняемых этапов и является итерационным (повторяющимся с любого этапа в случае необходимости).

Этапы "Формулирование миссии", "Определение целей" и "Разработка стратегий" можно объединить в один этап "Стратегическое планирование" - ключевой этап стратегического управления .

Далее в конспекте основное внимание будет уделено процессу стратегического планирования.

Процесс стратегического планирования может строиться по-разному в разных компаниях, принципы его построения и зависят от скорости изменений внешней среды, организационной культуры, квалификации сотрудников и ряда других факторов.