Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

Более 20 лет успешной работы на рынке
Почти 500 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Ямочным порядком

Александр Сологуб
"Деловой Петербург" N147 от 26.08.2013

Ленобласть отчаялась отремонтировать дороги за свой счет и хочет возложить ответственность за содержание 758 км дорог на владельцев нерудных карьеров.

В начале осени губернатор Ленобласти Александр Дрозденко по инициативе комитета по дорожному хозяйству планирует провести совещание с владельцами карьеров нерудных материалов. Чиновники хотят донести до предпринимателей простую мысль: если бизнес не возьмет на себя содержание части дорог, проявив социальную ответственность, то вскоре по Ленобласти можно будет ездить только на танке.
Большая часть (86 %) областных дорог находится в аварийном состоянии, а средств, собираемых дорожным фондом, критически мало. Областной фонд собрал всего 5,7 млрд рублей по итогам 2012 года. При этом, как подсчитали в комитете по дорожному хозяйству, на текущий ремонт региональных дорог необходимо 50,4 млрд рублей. 
По этому, по мнению чиновников, предпринимателям стоит проявить сознательность, если они не хотят обострять отношения с региональными властями. Переложив ответственность за содержание дорог на бизнес, Ленобласть может сэкономить около 3 млрд рублей. Экономия подвела В планах чиновников передать владельцам карьеров 758 км региональных дорог, проложенных преимущественно в Выборгском районе области, где расположена основная масса месторождений песка и щебня (половина из 57 карьеров). 
Мотивом для подобной инициативы стал тот факт, что именно за последние 3 года на территории области большегрузные автомобили, перевозящие стройматериалы, довели до аварийного со-
стояния 344 км автодорог, ведущих к карьерам.
При этом, по словам чиновников, компании предпочитают не обращаться в комитет по дорожному хозяйству за специальными разрешениями на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Поступления от их продажи должны хоть как-то компенсировать ущерб, наносимый дорогам, то есть затраты областного бюджета на восстановление трасс.
Отталкивает бизнесменов от платы за перегруз высокая стоимость спецразрешений, которая достигает примерно 50 % стоимости самого перевозимого товара. "Это очень высокая цена, а конкурентная среда вынуждает везти песок и щебень с перегрузом, не покупая разрешений, ведь 80 % песка и щебня перевозится нелегально, без уплаты налогов и других сборов. К тому же не обязательно получать разрешение, согласовывать маршрут по перевозке нерудных материалов, а перевес могут обнаружить только на посту весового контроля, и штраф обходится значительно дешевле разрешения", - объясняет один из перевозчиков.
Такая политика частного бизнеса привела к многократному сокращению неналоговых доходов областного бюджета от продажи разрешений. С 2007 года они упали почти в 5 раз: с 36 млн до 7,4 млн рублей в 2012 году. 
Стоит отметить, что областное правительство решило переломить негативный тренд: чиновники пересматривают методику расчета стоимости спецразрешений - по их замыслу, цена должна снизиться, а бюджетные доходы возрасти.

В ответе за каждую яму 
Четкого представления о том, как передать дороги на содержание бизнесменам, у областных дорожных властей пока нет. 
Проект соглашения сейчас прорабатывается, пояснили "ДП" в комитете по дорожному хозяйству, добавив, что речь идет о финансировании за счет компаний уборки дорог от снега и грязи, нанесении разметки и проведении ямочного ремонта.
Чиновники подсчитали, что 0,5 млрд рублей в год потребуется на содержание 758 км дорог, а на их ремонт - 2,5 млрд рублей. Это достаточно внушительная сумма в сравнении с годовым оборотом рынка нерудных материалов Ленобласти - он составляет около 17 млрд рублей.
Причем затраты на содержание дорог будут распределяться между разработчиками карьеров не поровну. Предполагается передать каждому владельцу карьера тот участок дороги, который он 
в основном использует.
"Если рядом разрабатывается несколько карьеров, то предполагается, что сумма будет распределяться пропорционально длине использования автодороги (сколько километров проезжает - столько и поддерживает) или пополам (если расстояние одинаковое)", - объяснили в комитете.
"Все как всегда. От предлагаемых мер пострадают в первую очередь крупные грузовладельцы и легальные транспортные компании", - восклицает генеральный директор ЗАО "ТЛК УМИ-АТ" Алексей Патрухин. По его мнению, дополнительное бремя ляжет на плечи честных, добросовестных предпринимателей, ведущих легальный бизнес.
"Мы платим транспортный налог, штрафы за перегруз, пусть нас обяжут содержать еще всю трассу "Скандинавия". Мы повысим цены. Тогда тот же дорожный комитет будет вынужден брать дополнительные средства из бюджета на ремонт и строительство дорог", - говорят в ОАО "Лентехстром".
В ООО "ЦБИ" отметили: то, что у Ленобласти нет средств на содержание этих дорог, давно известно. "Мы вынуждены за свой счет убирать дороги, ведущие к нашим карьерам, и латать на них дыры, чтобы подъездные пути были в нормальном состоянии - чтобы по ним мог бы пройти не только самосвал, но и легковой автомобиль", - отметили в компании.

Надавят на совесть. 
Никаких стимулирующих мер, например налоговых льгот, чтобы побудить предпринимателей заключать соглашения на содержание дорог, чиновники не придумали - они рассчитывают на сознательность добытчиков песка и щебня. "Реальных рычагов воздействия на бизнес у Ленобласти почти нет, но не стоит забывать, что бизнес всегда стремится поддерживать с властями хорошие отношения и может добровольно согласиться содержать дороги. Главный вопрос - сколько это будет стоить? 
Также очень важно, чтоб все компании согласились на предложение Ленобласти и таким образом остались в равных конкурентных условиях", - говорит генеральный директор ГК "Решение" Александр Батушанский.
Рычагом воздействия на бизнес, отмечают в комитете по дорожному хозяйству, может стать строительство стационарных пунктов весового контроля прямо при выездах с карьеров (там, где нет объездов), чтобы в любом случае взвешивать машины и стимулировать перевозчиков покупать разрешения на транспортировку с перевесом и штрафовать за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов. Однако в этом случае областным чиновникам сразу придется придумать, как бороться с коррупцией в рядах работников таких весовых постов.
Стоит также напомнить, что в конце 1990-х годов правительство России решило, что лесовозные дороги, ведущие к лесосекам, должны строить лесозаготовители, однако ни к чему хорошему это не привело - предприниматели не захотели тратить прибыль на дороги к своим лесосекам.