Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

17 лет успешной работы на рынке
Более 400 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

ЖБИ равнодушны к ВТО

Светлана Семенович
"Строительный Еженедельник"©, N (522) от 06.08.2012

Вступление России в ВТО не окажет серьезного влияния на производство, продажи и потребление железобетонных изделий. По мнению экспертов, зарубежные производители, в частности страны Балтии, не имеют возможности для сильного воздействия на российский рынок из-за высокой стоимости транспортных расходов при поставках продукции.

Перспективы рынка ЖБИ целиком зависят от тенденций развития строительного рынка. На стоимости железобетонных изделий традиционно сказываются расходы на сырье, энергоносители, используемые при производстве, транспортировка продукции, ввозные пошлины и хранение готовых материалов. Немаловажными факторами также являются объемы финансирования крупных инфраструктурных проектов в регионе, таких как порт в Усть-Луге или Юго-Западная ТЭЦ, развитие дорожной инфраструктуры; реализация государственных соцпрограмм по обеспечению населения жильем, замена ветхого и аварийного жилья.

"Динамика цен на используемое при производстве сырье и энергоресурсы является основным фактором, влияющим на стоимость железобетона, так как эти ресурсы составляют почти половину себестоимости ЖБИ. На рыночную цену железобетона оказывают влияние соотношения спроса и предложения - цена зависит от объема потребности в ЖБИ у крупных застройщиков и возможностей производителей поставить на рынок необходимый объем продукции. В течение прошлого года железобетонные изделия подорожали в среднем на 5-12% в зависимости от вида и востребованности на рынке. В текущем году сохранится примерно та же тенденция", - говорит Ильдар Кутыев, директор по развитию производственного объединения "Баррикада", входящего в состав Группы ЛСР.

По словам эксперта, для роста цен существуют объективные предпосылки. В течение I квартала 2012 года выросли цены на основные материалы, используемые при производстве ЖБИ, - цемент, щебень, песок. Прогнозируется рост цен на энергоресурсы, на бензин. Кроме того, стоимость в значительной степени зависит от объема заказов на рынке, загрузки производственных мощностей и прочих объективных и субъективных факторов. 

Учитывая достаточно высокую активность на строительном рынке, спрос на ЖБИ в Северо-Западном регионе до конца строительного сезона 2012 года не упадет. В период кризиса объемы производства железобетонных изделий сократились примерно на 40%, активный рост начался в 2010 году. В 2011 году емкость рынка ЖБИ (без изделий крупнопанельного домостроения), по оценкам ЗАО "Решение", составляла около 680 тыс. куб. м. "В этом году темпы прироста будут выше 10%. Что касается цен на ЖБИ за полгода, то значительных изменений я не заметил, по отдельным позициям наблюдается рост в пределах 5%, по другим - такое же снижение", - анализирует Александр Батушанский, управляющий партнер консалтинговой группы "Решение".

Строительный рынок Петербурга и Ленинградской области полностью обеспечивается существующими местными производствами. По словам Ольги Киюциной, генерального директора аналитического агентства "Амикрон-консалтинг", общее количество и состав производителей не претерпевают значительных изменений на протяжении многих лет. "Рынок ЖБИ достаточно консервативный, поэтому ждать появления новых игроков не стоит, возможны лишь незначительные корректировки в долевом распределении", - говорит госпожа Киюцина.

Сегодня безусловным лидером на рынке железобетонных изделий является Группа ЛСР. По сообщениям пресс-службы компании, в первом полугодии 2012 года группа реализовала 204 тыс. куб. м железобетонных изделий, что на 14% выше показателей аналогичного периода 2011 года. В том числе было реализовано 167 тыс. куб. м в Санкт-Петербурге, 5 тыс. куб. м в Московском регионе и 33 тыс. куб. м в Екатеринбурге. В Санкт-Петербурге осуществлялись поставки железобетонных изделий на крупные объекты инфраструктурного и промышленного строительства, в том числе Западный скоростной диаметр и новый терминал в Пулково, а также на объекты жилищного строительства.

Кроме того, предприятиями группы производится значительный объем ЖБИ для крупнопанельного домостроения. За первые 6 месяцев текущего года в регионах присутствия компания передала заказчикам 311 тыс. кв. м домов из сборного железобетона. В Санкт-Петербурге объем строительно-монтажных работ составил 180 тыс. кв. м и более чем на треть превысил показатели аналогичного периода прошлого года.

Из других заметных игроков стоит выделить "СИБ-Центр", "ЖБИ-6", "Т-Бетон", "Бетсет", но их доли, как правило, не превышают 10%. Также одно время в число лидеров входила компания "Ленстройдеталь". Однако после того как у нее сменился собственник, она резко сократила объемы выпуска железобетона. Надо отметить, что и компания "Цемсис" ушла с рынка ЖБИ и сосредоточилась на выпуске бетонных стеновых блоков для домостроения и вибропрессованных изделий для дорожного строительства.