Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

17 лет успешной работы на рынке
Более 400 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Рынок ЖБИ ждет обострение конкуренции


"Строительный еженедельник", asinfo.ru, N13(512) от 21.05.2012

Рынок железобетонных изделий (ЖБИ), серьезно просевший в период кризиса, начинает отыгрывать падение и привлекает новых игроков. Эксперты считают, что развитие конкуренции позволит этому рынку восстановиться быстрее.

Так, компания "Старт Девелопмент" планирует построить собственное панельное производство для жилищного домостроения мощностью около 200 тыс. кв. м в год на территории индустриального парка "Дони-Верево". Об этом недавно в интервью газете "Коммерсант" заявил Андрей Назаров, генеральный директор компании. Он также уточнил, что в течение 2 лет в запуск производства планируется вложить порядка 30 млн EUR. 100-150 тыс. кв. м компания будет застраивать сама, а остальное будет продавать своим партнерам. Спрос на эту продукцию в Петербурге, по словам аналитиков, пока не удовлетворен. 

Эксперты говорят о постепенном стирании границ между рынками крупнопанельного домостроения и ЖБИ, что, например, характерно для Москвы. "Все вновь создаваемые ЖБИ-заводы, которые либо строились, либо только заявлялись, нацеливались на каркасную технологию, которая при использовании наружных трехслойных ЖБИ-панелей вообще мало чем отличается от традиционной "панели", - говорит Александр Батушанский, генеральный директор ЗАО "Решение".

Существующие производители следят за активностью на рынке и также увеличивают мощности. К примеру, ООО "СиБ-центр" (занимает порядка 7,5% рынка ЖБИ Петербурга) в 2012 году ввело новые производственные линии и увеличило существующие мощности на 15%. К 2013 году компания планирует увеличение еще на 15 %. Летом текущего года ЗАО "Бетсет" планирует запустить второй завод по производству ЖБИ в Петербурге. 

В настоящее время в рамках программы по созданию производственных кластеров, реализуемой Группой ЛСР, ОАО "ПО "Баррикада" (занимает свыше 30% рынка) формирует производство железобетонных изделий в Гатчине. "Создание высокотехнологичного ЖБИ-кластера подразумевает не механический перенос оборудования с завода, расположенного в городе, а полную модернизацию производства. По сути, это создание нового современного завода, целого комплекса по выпуску ЖБИ", - рассказывает Ильдар Кутыев, директор по развитию ПО "Баррикада", входящего в состав Группы ЛСР. Эксперты также говорят о намерениях выйти на рынок как минимум еще двух новых игроков.

Между тем "порог входа на рынок достаточно высокий - создание современного железобетонного производства, ориентированного на выпуск качественной продукции, обходится в сотни миллионов рублей", - поясняет господин Кутыев. "Помимо значительных инвестиций требуются большие площади под хранение готовой продукции, новое производство потребует подключения к инфраструктуре. Поэтому вероятнее всего, что рынок будет развиваться по пути модернизации существующих производств", - добавляет Ольга Киюцина, генеральный директор аналитического агентства "Амикрон-консалтинг".

"В последнее время мы отмечаем приток продукции от подмосковных компаний. Новые мощности в Петербурге и Ленобласти появляются, как правило, не для продажи продукции на внешний рынок, а для реализации своих потребностей. Сегодня рынок недостаточно насыщен в части нестандартных форм, поэтому здесь у новых игроков есть шанс закрепиться", - говорит Олег Бурцев, начальник отдела продаж ООО "СиБ-центр". Рынку нужны игроки, поставляющие современные виды ЖБИ, обеспечивающие архитектурную выразительность и гибкость планировочных решений, считает госпожа Киюцина.

"Рынок железобетона в Петербурге и Ленобласти достаточно насыщен. Появление новых игроков - очень нужное и востребованное явление. Производство ЖБИ в пределах города и области обеспечивает не менее 88% потребностей местного рынка. Потенциал есть и для того, чтобы обеспечивать ЖБИ близлежащие регионы. Но объективно очень непросто конкурировать с Москвой, где цены на цемент и металл значительно ниже, чем в Петербурге", - поясняет Елена Леонтьева, коммерческий директор компании ЗАО "БалтТеплоСтрой". 

"В период кризиса объемы производства ЖБИ и ЖБК в Петербурге заметно сократились - в 2009 году сразу на треть. В 2010-2011 годах ежегодный прирост объемов выпуска не превышал 5%. Ситуация начала кардинально меняться только в 2012 году - по итогам I квартала прирост по отношению к тому же периоду 2011 года составил 16%. Пока что отставание от докризисных показателей остается существенным и составляет около 20-30%", - подсчитала Ольга Киюцина. "Наибольшая доля ЖБИ на рынке Петербурга и Ленобласти уходит на жилищные и инфраструктурные стройки - "Московская Славянка", строительство жилья эконом-класса в Осиновой Роще и Шушарах, строительство порта в Усть-Луге", - рассказывает Светлана Ивановская, ведущий аналитик АГ SOLUM.