Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

17 лет успешной работы на рынке
Более 400 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Поправки Госдумы в бюджет сократили его дефицит

Екатерина Скобицкая
"Деловой Петербург",dp.ru от 13 ноября 2012 от 13.11.2012

Во вторник Госдума приняла в первом чтении поправки в бюджет на 2012 год - они снизили дефицит до 0,07% с предыдущих 0,11%. При этом Резервный фонд и Фонд национального благосостояния к концу года составят 9% ВВП. Эксперты отмечают, что деньги можно использовать и более удачно. 

Текущий год и так должен был быть для России достаточно комфортным с точки зрения дефицита бюджета - он должен был составить лишь 0,11%. Однако появление дополнительных доходов, в основном от приватизации, заставило чиновников пересмотреть бюджетные планы. В соответствии с принятым в первом чтении законопроектом, дефицит бюджета составит 42,7 млрд рублей, или 0,07% ВВП.

Поправки в бюджет приняли из-за увеличившихся доходов - они возросли на 237,6 млрд рублей, до 12,914 трлн рублей. Доходы от нефтегазового сектора должны вырасти на 25,4 млрд рублей, не нефтегазовые - на 212,2 млрд рублей. Вторая часть доходов образовалась в основном благодаря сделке по приватизации части Сбербанка - за счет нее в бюджет ушло 149 млрд рублей. Также помогли дивиденды "Роснефтегаза", который аккумулирует государственные доходы от акций "Роснефти" и "Газпрома", которые составили 50,4 млрд рублей.

На этом же заседании Госдумы Антон Силуанов не преминул сообщить, что при пересмотре параметров бюджета изменен и объем взносов в Резервный фонд и Фонд национальной стабильности. В частности, на сокращение дефицита бюджета и пополнение Резервного фонда планируется потратить 25,4 млрд рублей из дополнительного дохода. К концу года его объем составит 4,6% ВВП, так же как и объем Фонда национального благосостояния. 

Эксперты считают, что этим 9,2% ВВП России нашлось бы и лучшее применение - их можно было бы потратить на поддержку недоразвитых секторов экономики.

"Однозначно лучше создавать резервный фонд, чем деньги направлять на расходы. Однако мне кажется, что сейчас эти деньги лучше направлять на развитие не нефтегазовых секторов, поддержку льготами тех отраслей, которые не ориентированы на экспорт. Лучше, чтобы деньги работали и оживляли экономику вместо пребывания на счетах", - уверен Александр Батушанский, глава КГ "Решение".

В то же время аналитики отмечают, что будущее российского бюджета представляется таким же спокойным, как и настоящее. В следующем году при благоприятных обстоятельствах он может даже вырасти в незначительный профицит.

"В следующем году опять же все зависит от цен на нефть: если цены останутся на таком же уровне, то дефицит составит 1-2%, если случится что-то хорошее, позитивное для нефтяного рынка, и цены продолжат расти, то бюджет может даже выйти в небольшой профицит. Но это будет еще зависеть от того, как активно эти деньги будут тратиться", - отмечает Владимир Брагин, директор аналитического отдела ИК "Альфа-Капитал".

В то же время аналитики отмечают, что то, что на эти два ведомства приходится львиная доля финансирования из федерального бюджета, само по себе является нехорошим признаком. Причем отследить объем реально затрачиваемых на Минобороны и МВД средств не представляется возможным.

"Существующая конфигурация власти такова, что силовики играют в ней значительную роль, власть опирается и на эти структуры, хорошо их финансирует. В бюджете заложены также расходы Минфина, которые идут в том числе и по статьям секретным, которые также могут касаться "оборонки" и МВД и подпадать под понятие гостайны. Об объемах этих средств можно только догадываться", - отмечает Александр Батушанский, глава КГ "Решение". 

Эксперты, впрочем, указывают и на то, что многие шаги правительства по стимулированию экономики или инвестированию в инфраструктуру и социальный сектор остаются незамеченными. При этом и само правительство особо не стремится афишировать меры, на которые оно идет для стимулирования экономики.

"Финансирование оборонных ведомств стимулирует инвестиции - это самый близкий путь к тому целевому порогу инвестиций на уровне 7-8% ВВП, который устанавливало для себя правительство. Действительно, федеральный бюджет сокращается за счет социального сектора, но при этом растут региональные, так что консолидированный бюджет фактически остается на том же уровне. Просто государство стремится к сбалансированным мерам стимулирования", - считает экономист Александр Осин.

Аналитик также отмечает, что иногда государство участвует в процессе инвестирования лишь косвенно. Так, 1 трлн из Пенсионного фонда после долгих споров решили все-таки вложить в инфраструктурные облигации, т.е. отправить на строительство дорог и в помощь РЖД. Инвестиции Фонда национального благосостояния будут ориентированы на внутренний рынок. Инвестиционная же программа госкомпаний в следующем году разрастется до 1% ВВП.