Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

20 лет успешной работы на рынке
Более 400 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Нерудные материалы копают с перспективой

Елена Зубова
"Кто строит в Петербурге" N42(89) от 29.10.2012

Потребление нерудных материалов на петербургском строительном рынке, по мнению большинства экспертов, растет и будет расти. Проектов, нуждающихся в инертных материалах, в городе планируется все больше, сообразно с ними растут и объемы производства.
В частности, в Ленинградской области в первом полугодии объем производства щебня вырос на 40 %, песка - на 23 %. По данным "Группы ЛСР", потребление щебня в первом полугодии увеличилось на 17 %, песка - на 13 %. А по итогам девяти месяцев объем продаж щебня в компании вырос на 27 %. "Производство строительных материалов в целом демонстрирует положительную динамику. Увеличились объемы жилищного и инфраструктурного строительства, а следовательно, вырос и спрос на строительные материалы. На сегодняшний день тенденция к увеличению потребления инертных строительных материалов сохраняется", - отмечает Александр Дубодел, директор по маркетингу бизнес-единицы "ЛСР. Базовые материалы - Северо-Запад".
По расчетам консалтинговой компании "Решение", рост спроса в нынешнем году составит 8-10 % к результатам 2011-го.
Вместе с тем специалисты холдинга "Ленстройматериалы" не наблюдают роста спроса. Одна из существенных причин, на их взгляд, - сокращение объемов бюджетного строительства, которое занимает существенную долю в поставках нерудных материалов.

Переделке не поддается

Расклад сил на региональном рынке нерудных материалов не меняется годами: по оценкам экспертов, 60-70 % рынка контролируют "Группа ЛСР" (в лице компании "ЛСР-Базовые") и холдинг "Ленстройматериалы" ("Ленстройкомплектация"). Довольно заметным игроком в последнее время стала компания "Гепард" (ЦБИ). По расчетам управляющего партнера консалтинговой компании "Решение" Александра Батушанского, на рынке песка суммарная доля "ЛСР- Базовые" и "Гепард" (ЦБИ) составляет более 80-85 %, а на рынке щебня "ЛСР-Базовые" и "Ленстройкомплектация" - 60-70 %.
Кроме основных игроков, на рынке есть несколько других, чье присутствие заметно: "Дорпромгранит", Гавриловский щебеночный завод (РЖД), Выборгское карьероуправление (ПО "Возрождение"), "Карелприродресурс", ГК "Карел неруд" (группа Lafarge), ООО "Прионежская горная компания". Некоторое время назад на рынок также вышел холдинг "Лидер Групп", который заявил о намерении вложить 1,5 млрд рублей в создание собственного производственного направления. Кроме бетона и железобетонных изделий компания собирается заниматься поставкой щебня, и уже 0,5 млрд рублей вложено в разработку карьера в Карелии. С весны 2012 года предприятие производит 50-55 тыс. кубометров щебня в месяц. Предполагается удвоить объем выпуска. Пока компания использует добытый щебень исключительно для собственных нужд. Но если возникнут излишки, "Лидер Групп" намерен поставлять их другим строительным компаниям.

Монополия или олигополия

Строители считают этот сегмент рынка "значительно монополизированным". "Здесь есть всего два- три крупных игрока. Это не очень хорошо - они имеют возможность контролировать цены", - поясняет заместитель генерального директора ЗАО "Компакт" Сергей Свешков. По мнению руководителя компании "Л1" Павла Андреева, на рынке явно преобладает "Группа ЛСР".
Одна из причин лидерства, которое никто не может поколебать, - производственные и логистические возможности. При этом то "ЛСР", то "Ленстройматериалы" поочередно наращивают активы, время от времени начиная разработку очередного карьера.
В частности, в конце 2011 года холдинг "Ленстройматериалы" приобрел щебеночное месторождение Славянское в Выборгском районе Ленобласти. В течение двух лет холдинг собирается инвестировать 30 млн EUR в создание нового производства на базе месторождения. При этом основные вложения пойдут в создание инфраструктуры.
Совсем недавно ЗАО "ЛСР-Базовые" открыло новый производственный комплекс "Боровинка" - также в Выборгском районе Ленобласти. Объем инвестиций в проект составил 220 млн рублей. С дорогами, по информации компании, в этой локации все в порядке - есть и железно-дорожная ветка, и автомобильная трасса. Теперь ежегодная производственная мощность "ЛСР-Базовые" превысит 6,5 млн куб. м.
Вместе с тем лидеры отрасли не считают, что петербургский рынок инертных материалов монополизирован. "С точки зрения экономической теории ситуация на рынке как щебня, так и песка характеризуется как олигополия. То есть несколько крупных игроков контролируют значительную долю рынка", - утверждает Александр Батушанский.
"В Петербург могут поставлять и поставляют материалы предприятия Ленобласти и Карелии. На общероссийском рынке существенную долю потребления занимают Москва и центральные регионы. А туда поставки идут со всех сторон: в Москву - с Урала, из Белоруссии, в Центральный регион - из Воронежа, на Северо- Запад - из Карелии. Этот рынок чрезвычайно высококонкурентный и о монополизме говорить не приходится", - поясняет Дмитрий Игнатьев, генеральный директор ПО "Ленстройматериалы".

Строим из своих

Северо-Западный регион богат нерудными материалами. Лидер по производству - Ленинградская область. По данным экспертов, ежегодный объем производства - 14 млн куб. м щебня. При этом примерно треть вывозится в московский регион - объем потребления здешними строительными площадками оценивается примерно в 10 млн куб. м. "На территории Ленинградской области достаточно запасов песка и гранита, чтобы полностью обеспечить нужды строительных организаций Петербурга и Ленинградской области", - уверен Александр Дубодел.
Объем ввоза невелик - около 5 %. Причем основной поставщик - Карелия.
По подсчетам холдинга "Лен стройматериалы", доля областных нерудных материалов на Петербургском рынке составляет более 60 %. Александр Батушанский склоняется к цифре 80-90 %.

Цены: кто больше?

Участники рынка сходятся в одном: цены на нерудные материалы с начала года выросли. Но цифры при этом называют разные. Так, ПО "Ленстройматериалы" не наблюдает роста, хотя традиционно он случается во втором и третьем кварталах - в период оживленного строительства. По подсчетам "Л1", цены с начала года выросли на 5-7 % и до конца года подрастать не будут. При этом, отмечает Павел Андреев, в прошлом году за этот же период рост составил 15 %. По оценке компании "Решение", рост цен со-ставил 7-9 % к началу осени. Александр Батушанский не исключает, что до конца года цены стабилизируются или даже снизятся - по завершении "высокого сезона". "Рост цен находится в пределах, близких к уровню инфляции", - пояснил г-н Батушанский. По словам Сергея Свешкова, с начала года цены увеличились на 15-20 %.
На рост цен влияют несколько факторов. В частности, в период активности строительного рынка, когда подрастает спрос, вслед за ним увеличиваются цены - признаки сезонности налицо. "В теплое время года, когда строительный сезон в самом разгаре, цены традиционно немного поднимаются, зимой мы наблюдаем снижение", - отмечает Александр Дубодел.
Второй фактор, который влияет на формирование цен, - стоимость транспортировки.
"Эта продукция логистически зависимая, и география ее поставок определяется ценами на железнодорожные перевозки. "Плечо" и дистанция определяют коммерческую эффективность поставок на 100 процентов", - утверждает Дмитрий Игнатьев.
Даже перевозки на относительно небольшие расстояния заметно влияют на цену. "Например, пере-возка в стоимости щебня на железнодорожной станции назначения в городе составляет 20-30 процентов", - говорит Александр Батушанский.
Александр Дубодел подчеркивает: стоимость транспортировки зависит от цен на топливо, а они постоянно растут.
Увеличение стоимости нерудных материалов сказывается на стоимости строительства, но - в зависимости от конкретного проекта. "Основные составляющие бетона - это цемент, щебень, песок, поэтому, естественно, изменение цен на инертные материалы влияет и на стоимость бетона как одного из основных материалов при монолитном домостроении", - уверен Павел Андреев.
По мнению Сергея Свешкова, для технически сложных проектов вроде современного промышленного здания рост цен на нерудные материалы не слишком важен - до 70 % затрат в таком проекте приходится на инженерные системы. Но если речь идет о дорожном строительстве, о намывных территориях, где в структуре себестоимости велика доля нерудных материалов, - тогда влияние, понятно, серьезное.

Дорогу осилит производящий

Перспективы у рынка нерудных материалов неплохие. Основную ставку производители могут делать на дорожное строительство и намывные территории.
В частности, скорректирован бюджет Ленинградской области на текущий год - ожидается рост потребления инертных материалов, поскольку на 2,59 млрд рублей вырастут ассигнования в бюджет дорожного фонда. Ожидается строительство автодороги Санкт-Петербург - Москва.
Кроме того, на терминале в Бронке и в Сестрорецке идет намыв территорий, для чего требуются значительные объемы нерудных материалов, в первую очередь - песка.
Сколько инертных материалов потребуется для производства стеновых материалов, сказать сложно. С одной стороны, городские инфраструктурные проекты заморожены, следовательно, вычеркнуты из списка потребителей. С другой стороны, в городе появляется все больше проектов комплексного освоения территорий, где планируются большие строительные объемы, то есть потребность в материалах - по крайней мере, теоретически - довольно велика.
По прогнозам, до конца года в Ленобласти объемы производства нерудных материалов продолжат рост - до 10-15 %. Рост потребления, в свою очередь, подстегнет цены.
По расчетам компании "Решение", в будущем году рынки песка и щебня также будут расти - на 5-7 %. Рост цен, по прогнозам, останется в пределах инфляции.