Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России
Финская Uusioaines Oy вложит 1 млрд рублей в строительство завода по производству пеностекла в Ленобласти
"Деловой Петербург", N156 (3653) от 06.09.2012
Дочерняя компания финского холдинга Uusioaines Oy - ООО "Новогласс" планирует построить в Ленобласти два завода по переработке стеклобоя и производству пеностекла. Участники рынка и эксперты считают проект перспективным: уже несколько компаний строят производства по всей России.
Потенциал российского рынка через 10 лет экспертами оценивается в 3-5 млн м3. В среднесрочной перспективе пеностекло может составить конкуренцию традиционным теплоизоляционным материалам.
Как рассказал "ДП" коммерческий директор ООО "Новогласс" Дмитрий Залужный, компания совместно с администрацией региона подыскивает участок площадью не менее 5 га. Объем инвестиций в оба завода заявлен почти в 1 млрд рублей. По его словам, ежегодно компания будет перерабатывать 50 тыс. т стеклобоя (80% которого сейчас закапывается на полигонах) и производить 100 тыс. м3 пеностекла, а также поставлять сырье на стекольные заводы и заводы по производству теплоизоляционных материалов.
Вторсырье "Новогласс" намерен получать с полигонов Ленобласти, а также заключить договор о поставке с МПБО-2 и новым заводом по мусоропереработке, который построит греческий консорциум Helector, Aktor Concessions и Aktor в Левашово. Переговоры ведутся с комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству Смольного и греческими инвесторами. В Европе пеностекло как гидро- и теплоизоляционный материал активно используется в жилищном, промышленном строительстве, дорожном хозяйстве. Российские СНиПы пока не позволяют использовать пеностекло в дорожном строительстве, как это происходит в Европе. "Но мы сейчас ведем переговоры с Министерством транспорта об их корректировке", - говорит Дмитрий Залужный.
Стоимость кубометра пеностекла в зависимости от вида (щебеночное, гранулированное, порошковое, плитовое) может варьироваться от 4 тыс. до 10 тыс. рублей. В настоящее время объем российского рынка этого материала - 54-55 тыс. м3 в год. Из них примерно 30 тыс. м3 - это доля импорта и около 20 тыс. м3 - продукция местных производителей.
Спрос на пеностекло растет по мере проникновения новых технологий. По оценкам участников рынка, его потенциальная емкость - не менее 3-5 млн м3 в год. В расчете на увеличение спроса сразу несколько компаний заявили о строительстве новых производств. ООО "Пенокам" (Пермь, производит 10-12 тыс. м3 в год гранулированного пеностекла) планирует в будущем году вдвое увеличить мощности.
"Роснано" в прошлом году объявило о строительстве завода мощностью 150 тыс. м3 в год в Калужской области (ООО "АйСиЭм Гласс Калуга"). Еще один проект планируется в Нижегородской области. Там Завод ресурсосберегающих материалов собирается построить производство и выпускать 30 тыс. м3 пеностекла в год. Владимирское предприятие "СТЭС-Владимир" объявило о строительстве производства мощностью 100 тыс. м3.
Если все эти проекты будут реализованы, то объем российского производства пеностекла составит почти 450 тыс. м3 в год, или 3 млрд рублей в денежном выражении.
Финские бизнесмены в таком случае получат более 20% этого объема, заняв второе место после лидера - проекта "Роснано" в Калужской области (более 30%).
"О конкуренции говорить не приходится, рынок очень сильно растет, и объемы производства в Ленобласти в размере 100 тыс. м3 могут покрыть только потребности этого региона", - считает коммерческий директор ООО "Пенокам" Алексей Конев.
Гендиректор компании "Пеноплэкс" Кирилл Иванов уверен, что новый материал не вытеснит с рынка более дешевые пеногазобетон, пенополистирол и минеральную вату. "У пеностекла высокая цена - достигает 10 тыс. рублей за 1 м3. Это в 2 раза дороже, чем у тех материалов, которые сейчас широко применяются в строительстве", - говорит он.
При этом Кирилл Иванов отмечает, что уникальные свойства пеностекла нужны не в каждом проекте. "Это негорючий материал. Так что его можно использовать, например, при строительстве трубопроводов с высокими температурами. А свойство нулевого водопоглощения актуально для дамб или мостостроения", - говорит он.
Александр Батушанский, гендиректор компании "Решение", считает недостаточным, "чтобы материал отличался новым качеством. А вот возможность экономить - фактор необходимый".