Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

Более 20 лет успешной работы на рынке
Почти 500 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Цементный аргумент

Наталья Ковтун
"Деловой Петербург", N150-151 от 29.08.2012

Группа "ЛСР" и холдинг "Евроцемент Групп" завершили ценовую борьбу, которая на пике сезона обрушила местный рынок цемента на 30%. Лидеры пошли на мировую, чтобы заработать хотя бы в конце сезона, говорят эксперты.

Ценовая конкуренция между крупнейшими региональными производителями цемента - предприятиями группы "ЛСР", подконтрольной сенатору Андрею Молчанову, и холдинга "Евроцемент Груп" Филарета Гальчева, которая в начале лета привела к рекордному за последние 10 лет падению цен на продукцию, закончилась. К началу сентября цены на цемент, потерявшие 30%, отыграли 20% и продолжают рост. Участники рынка не исключают, что титаны бизнеса в конце высокого сезона решили заработать прибыль, упущенную в конкурентной борьбе.

Агрессивный новичок
Цены на цемент в Петербурге и Ленобласти стабилизировались после июльского провала, когда тонна этого стройматериала подешевела на 30% по сравнению с весенним показателем. Это было самое резкое пике цементного рынка за последние 10 лет.
Эксперты допускали, что происходящее - результат ценовой войны между многолетним лидером рынка "Пикалевским цементом" холдинга "Евроцемент Груп" (его доля по итогам 2011 года была 40%) и новым игроком - цементным заводом группы "ЛСР" в Сланцах. Это предприятие проектной мощностью 1,86 млн т в год заработало в конце 2011 года и за первый сезон сумело занять лишь 2% рынка.
Однако при выходе на проектную мощность возможности нового производственного комплекса позволяют в низкий сезон закрыть до 50% потребностей региона в цементе. Поэтому эксперты не исключали, что новичок замахнется на 25-35% регионального цементного рынка, общая емкость которого в 2012 году выросла на 20%, до 4,1 млн т в год, и достигла докризисных показателей.
Судя по ситуации, прогнозы оправдались. По данным пресс-службы "ЛСР- Цемент", в первом полугодии 2012 года предприятие реализовало 425 тыс. т цемента. В июне-июле в Центральный федеральный округ предприятие отгрузило по железной дороге почти в 2,5 раза больше цемента, чем другие заводы Северо-Запада. По оценке специалистов компании, сегодня доля "ЛСР- Цемента" на местном рынке - 18%.

А был ли обвал?
Агрессивная ценовая политика ЛСР, по мнению экспертов, обвалила рынок в начале лета. В прошлом году в высокий сезон средняя цена 1 т цемента на Северо-Западе была около 3 тыс. рублей. Учитывая, что за 2011 год она поднималась 5 раз, в том числе из-за сбоев в работе РЖД, в этом году ее ожидали на уровне 3,8-4,1 тыс. рублей за 1 т. Но вместо сезонного роста рынок провалился на 800 рублей за 1 т. Падение длилось 1,5 месяца. Но к концу июля цены неожиданно стабилизировались и пошли в рост. "За последний месяц они отыграли около 1 тыс. рублей за 1 т", - констатирует генеральный директор "Проф-Цемента" Андрей Калачев.
По данным Олега Солтанова, за 2 последние недели продукция "Евроцемент Груп" прибавила в цене 5-6%, а продукция ЛСР - 6-8%. "Пик конкурентной борьбы позади. Страсти улеглись", - утверждает он.
А по данным исполнительного директора СТД "Петрович" Виктора Адамова, в августе средняя стоимость тарированного цемента составила 3,8 тыс. рублей за тонну, хотя за месяц до этого она была на 400 рублей меньше. "Видимо, ЛСР закрепилась на рынке, набрав достаточное количество потребителей", - рассуждает он.
Участники рынка подозревают, что ценовая война закончилась не сама 1; по себе - не исключено, что производители просто договорились. 
"Снижение цен в сезон никому из компаний не выгодно. Не исключено, что, почувствовав падение прибыли, они приня¬лись отыгрывать утраченное", - предполагает директор по продажам ООО "Такси-Бетон" Виталий Прокуроров.
"По идее, группа "ЛСР", имея наиболее эффективное производство, могла выиграть в ценовой войне. Но им нужно покупать значительные инвестипии в новый завод, а низкие цены на продукцию этому мешают", - добавляет генеральный директор компании Решение" Александр Батушанский.
Сами участники процесса причины резкого восстановления рынка не комментируют. А в УФАС по Петербургу и Ленобласти, куда обратился с запросом "ДП", оперативно разъяснить ситуацию не смогли.

Жилье не отзовется
До покупателей жилья эхо цементной низы не докатилось. Во-первых, падение пен было кратковременным. Bo-вторых, доля цемента в себестоимости строительства не настолько значительна, чтобы оказывать влияние на цену недвижимости, - всего 3-5%.
Строители оценивают ситуацию как стабильную. "Мы почувствовали, что рынок цемента лихорадит. Но на про¬дажных ценах это не сильно отразилось, поскольку волатильность цен на цемент была краткосрочной", - говорит генеральный директор ЗАО "Ойкумена" Лев Гниденко.
"Дефицита цемента нет. А значит, нет и предпосылок для роста цен на него в будущем", - говорит директор по раз¬витию "Л1" Надежда Калашникова.
К концу этого года, по прогнозу ана¬литиков, цены на цемент могут подрас¬ти еще на 10%, хотя традиционно после горячего строительного сезона цемент дешевеет на 10-15%.

Новая война
Но основная война на цементном рын¬ке, по словам экспертов, еще впереди.
"Дело в том, что ЛСР в ближайшее время обещает запустить серийное про-изводство более качественного и доро¬гого цемента 500-й марки, сильно за¬дев интересы завода "Цесла", который позиционирует себя именно в этом сег¬менте", - говорит Олег Солтанов.
Кроме того, на поставках высокома¬рочного цемента зарабатывает целый ряд игроков из других регионов. Пока эти заводы удерживают свои позиции. Но, по мнению независимых аналити¬ков, с местного рынка в конце концов уйдет именно привозной цемент, доля которого в 2011 году оценивалась в 30%.
"Транспортные издержки в цене ко¬нечного продукта составляют 5-10%. Так что цемент из удаленных регионов не сможет на равных конкурировать с местным", - резюмирует директор агентства эффективных закупок "Экс - Про" Олег Солтанов.