Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

17 лет успешной работы на рынке
Более 400 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Война и мир кирпичных монополий

Любовь Ежелева
"Промышленно-строительное обозрение", N137 от 22.11.2011

Хотя современное строительство предлагает новые решения, технологии и материалы, спрос на кирпичные дома сохраняется. Потребитель, на вкусы которого ориентируются девелоперы, по-прежнему испытывает большое доверие к качеству жилья, построенному из этого проверенного временем материала.
Этот факт подтверждают и ряд аналитических исследований, согласно которым за последние годы по конструктивным типам домов и по площади объектов монолитные и кирпично-монолитные занимают 69%, а кирпичные - порядка 10-12%, как было отмечено участниками "круглого стола" о перспективах кирпичного домостроения.

Красные против белых

Специалисты говорят, что рынок кирпича все более монополизируется. Крупные компании выталкивают из игры мелких производителей.
- Основные игроки рынка керамического кирпича сохраняют свои позиции, - рассказывает Александр Батушанский, управляющий партнер консалтинговой группы "Решение". - Доля примерно 55% остается за Объединением "Победа ЛСР".
Для сравнения: "Петрокерамика" занимает 15% регионального рынка, компания "Эталон" - около 10%, и 20-25% поставляется из других субъектов. Но с началом работы Рябовского кирпичного завода вероятно, структура долей на рынке изменится, и, скорее всего, сократятся поставки иногородних производителей.
Надо также напомнить, что в нашем регионе единственный производитель силикатного кирпича - Павловский завод, входящий в группу "Ленстройматериалы".
С другой стороны, последние три года на рынке растет доля иногороднего кирпича с 18% в 2008 году до 25% в 2010-м, что свидетельствует о некоторой демонополизации рынка и увеличении количества игроков. Кроме того, оказывают влияние и другие стеновые товары или технологии-субституты: вентилируемые фасады, вибропрессованные блоки, газобетон и пр.
Крупные производители, закрепившиеся на рынке, не собираются сдавать позиции и предпринимают новые маркетинговые шаги. В частности, осваивают более перспективные виды керамических материалов, родственных кирпичу. По данным аналитиков компании ОАО "Победа ЛСР", на российском рынке уже существуют технологии, позволяющие заметно снизить себестоимость кирпичного домостроения.
Например, блоки из поризованной керамики, так называемые крупноформатные кирпичи, сохраняющие все основные положительные свойства, но имеющие большие размеры. Это поможет снизить себестоимость монтажа.

- Местные производители предлагают весь спектр керамического кирпича для высотного и малоэтажного домостроения, - говорит Алексей Онищенко, руководитель направления маркетинга ОАО "Победа ЛСР". - На рынке выпускается рядовой кирпич, как полнотелый, так и пустотелый и поризованный, а также лицевой различных цветов, форматов и фактур.
Продукция иногородних производителей представлена либо дешевым рядовым кирпичом, по качеству уступающим продукции местных предприятий, либо облицовочными материалами светлых цветов.
Поскольку для производства светлого кирпича используется светложгущаяся глина, в то время как местная глина Северо-Западного региона - красножгущаяся, на рынке наблюдается нехватка светлого кирпича.
Однако эта ситуация в перспективе будет исправлена, когда "Победа ЛСР" завершит строительство нового завода, где будет производиться в том числе кирпич светлых цветов, а также выводом на рынок рябовского кирпича.
Параллельно предприятия сектора проводят модернизацию, однако для радикального повышения качества продукции, ассортимента, мощности зачастую эффективнее построить новый завод. Наша компания строит новое современное производство в Ленинградской области, мощностью 220 млн штук.
По наблюдению аналитиков, всего с начала года Группа ЛСР приобрела пять новых заводов, стоимость которых составила 3 млрд рублей. Отмечается, что самыми крупными были сделки по покупке кирпичного завода ОАО "Павловская керамика" в Московской области, а также Обуховского завода по производству железобетона в Петербурге.
В регионе также ожидается внедрение и других новых проектов, два из которых уже находятся в стадии реализации. И если новый кирпичный завод "Победы ЛСР" находится в стадии строительства, Рябовский завод керамических изделий начинает свою деятельность.

Много не значит дешево

- На рынке кирпича в этом году наблюдается рост, соразмерный темпам роста производства всех строительных материалов, - считает Александр Батушанский. - По нашему прогнозу, в этом году увеличение выпуска кирпича может составить около 15%, что обусловлено ростом объемов строительства, прежде всего жилья, после значительного спада в кризис. Такими же темпами объемы производства увеличивались ежегодно в посткризисный период.
Повышается спрос на кирпич, и это провоцирует изменение других показателей. Так, увеличение объемов продаж на российском рынке обычно сопровождается ростом цен. Ситуация с кирпичом подтверждает эту закономерность.
- Емкость рынка в 2010 году составила около 280 млн штук условного кирпича, - констатирует Алексей Онищенко. - И наблюдается тенденция умеренного роста рынка. В период кризиса цены на все строительные материалы значительно упали.
В 2010-2011 годах ценовые показатели восстанавливались, но до сих пор так и не вернулись к докризисным позициям по многим показателям. В текущем году средние цены, те, по которым кирпич получали покупатели, на рынке выросли на 10-20% в зависимости от вида продукции.
При повышении официального прейскуранта, как правило, одновременно увеличивались скидки, и, таким образом, средние рыночные цены выросли в меньшей степени, нежели официальные. Дальнейшая динамика цен будет зависеть от складывающейся ситуации на рынке, но вероятность их значительного роста невелика, в рамках инфляции.

Однако другие аналитики иначе оценивают ситуацию с ценами. Так, Александр Батушанский считает, что в нашем регионе цены на керамический кирпич с осени прошлого года выросли на 20-40%.
Эксперты "Строительного треста" пришли к выводу, что по сравнению с концом 2010 года цены на строительный и полнотелый кирпич возросли в среднем на 33%, на поризованный марки 2NF - на 41%. Менее всего, на 8-10%, подорожал лицевой кирпич.

Сейчас можно найти предложения по продаже в среднем по 20 рублей за штуку, в зависимости от вида. Но есть и более выгодные варианты. Так, в частности, молодой "Рябовский завод" предлагает рядовой кирпич за 5,89 рублей, а облицовочный - за 7,97.

Чего изволите, потребитель?

- Спрос на кирпич в нашем регионе прежде всего обусловлен объемами и темпами массового жилищного строительства, - говорит А. Батушанский. - В других регионах, где, как правило, доля ИЖС составляет до 60% от общего объема строящегося жилья, спрос определяет малоэтажное домостроение.
В Москве и области, несмотря на значительные объемы многоэтажного строительства, именно загородный рынок является основным сегментом, потребляющим кирпич. Это вызвано тем, что в этом регионе очень развит загородный рынок жилья, в отличие от Санкт-Петербурга.

У нас наибольшим спросом пользуются двойные кирпичи в качестве материала для ограждающих конструкций и перегородок и лицевой кирпич в качестве облицовочного материала.
Технология домостроения в основном сложилась и меняется медленно. Но в тех регионах, где, например, отсутствовали местные производители газобетона, их появление снижает спрос на традиционные стеновые материалы, в том числе и кирпич.

Специалисты считают, что тенденции развития на рынке кирпича, как и других стеновых материалов, ориентированы на повышение их эффективности.
- Речь в первую очередь идет об обеспечении энергоэффективности, - подчеркивает Алексей Онищенко. - Кроме того, растут требования к надежности материалов, увеличению скорости ведения строительных работ и к эстетике стройматериалов, если они используются для облицовки фасадов зданий. И, конечно, важным требованием является повышение экономической эффективности. Многие из этих задач решает использование поризованной керамики.
Практики говорят, что в области эстетических тенденций на рынке лицевого кирпича в последнее время наблюдается постепенное снижение интереса к традиционному красному кирпичу. На многих объектах в качестве облицовки стали применять сочетание светлого и темного материала.

Аналитики связывают перспективы кирпичного рынка с увеличением объемов строительства жилья. Маркетологи компаний считают, что развитие производства будет идти путем совершенствования качества. В первую очередь усилия будут направлены на улучшение теплотехнических свойств, расширение ассортимента, в том числе и за счет внесения разнообразия в цветовую гамму и фактуру кирпича.

По данным СМ Рro, производство строительного кирпича в России в сентябре 2011 года увеличилось на 4,5% к уровню сентября 2010 года и составило 909 млн усл. кирпичей. Однако за период с начала года производство в сентябре впервые пошло на спад: снижение составило 4,3% от уровня прошлого месяца. Общий объем производства за три квартала текущего года увеличился на 13,7% к соответствующему периоду прошлого года - до 7 019 млн усл. кирпичей. Средняя цена строительного кирпича в сентябре 2011 года снизилась на 0,4% к уровню августа текущего года - до 5 359 руб./тыс. условных кирпичей (цена производителя без НДС и доставки). С начала года средняя цена выросла на 15,8%.