Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

Более 20 лет успешной работы на рынке
Почти 500 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Проблемы моногородов в России нет. Есть проблема городов вообще

Владимир Сократилин
Еженедельный журнал "Город 812 от 27.02.2011

1. Чем моногород отличается от просто города? 

Нет проблемы моногородов, а есть проблема российских городов вообще. Определение понятия "моногород" - т.е. город, экономика которого зависит "от деятельности одного предприятия либо группы предприятий, связанных единой производственной цепочкой или обслуживающих один и тот же рынок, на которых занято более четверти экономически активного населения" (определение с сайта Союза Российских городов monogorod.org) - это определение, которое позволяет в самом общем виде описать экономику этого города, но не позволяет сделать никаких выводов о состоянии и перспективах развития города. 
То, что какой-то город является моногородом, - это само по себе ни хорошо и ни плохо. Перспективы развития зависят от многих других обстоятельств.
Рассмотрим для примера три города Петрозаводск, Братск и Сургут. Это города с населением от 250 до 310 тыс. человек, расположенные от 560 до 620 с.ш. Братск и Сургут образовались в конце 16 - начале 17 века как крепости и ждали своего часа до середины 20 века, после чего начали бурно развиваться, а Петрозаводск образовался в 18 веке как моногород при заводе и последовательно превращался в крупный промышленный центр. Во всех городах есть аэропорты, они являются железнодорожными, автомобильными и речными транспортными узлами.
Братск - город, в котором расположены три очень крупных успешно работающих предприятия (Братский алюминиевый завод, Братский картонный комбинат и Братская ГЭС). Братск испытывает серьезнейшие проблемы, характерные для всех российских городов. Уровень жизни в Братске близок к среднему уровню жизни по России, однако имеются серьезные экологические проблемы.
Петрозаводск - город, в котором нет столь крупных предприятий, как в Братске, однако достаточно средних предприятий. Петрозаводск расположен относительно недалеко от столиц и от Финляндии. Тем не менее, проблемы российских городов здесь крайне обострены, а уровень жизни не выше, чем в среднем по России.
Сургут - как раз является моногородом. Здесь высокий уровень жизни, определяемый его положением как "нефтегазовой столицы". Только отделений банков здесь около 40!
Все эти города требуют разработки специальных мер по их развитию:
В Сургуте - это долгосрочная программа, направленная на развитие города после того, как спрос на нефть упадет. Возможно, тогда не нужен станет и Сургут? Но попробовать сохранить город все же надо. 
В Братске, необходимо решить экологические проблемы и заставить собственников успешно работающих предприятий заниматься социальными проблемами города.
В Петрозаводске - необходимо понять, каким образом выгодное географическое положение города может быть использовано для его развития.
Состояние всех городов таково, что им всем требуются антикризисные стратегии или стратегии похожие на антикризисные.
Таким образом, бессмысленно выделять отдельно только моногорода. Конкретные стратегии их развития все равно окажутся разными. Если нечто общее в этих стратегиях и должно быть будет - то оно лежит в области макроэкономики и макросоциологии.
Это общее заключается в том, что для решения проблем городов необходимо создать условия для активизации деятельности населения. Создать условия для развития малого и среднего бизнеса, благоприятные условия для жизни, в том числе в области ЖКХ, образования, здравоохранения, возможностей для развития детей и т.п. Иными словами, надо помочь горожанам самим найти пути развития города. Понятно, что не все горожане найдут пути к успеху, но вовлечение большого числа людей в поиск, наградой за который является лучшая жизнь и благосостояние - это почти гарантия успеха всего социума. Конечно, можно представить себе случаи, когда руководители (вожди) сами находили правильные решения без участия жителей, но это существенно больший риск, потому что здесь цена ошибки одного - благополучие всего социума.
Таким образом, задача власти - это использование своих возможностей для активизации населения, что не исключает, конечно, и организацию поиска решений и предложение населению тех или иных решений, но главным является создание условий для широкого поиска и поддержка успешных начинаний горожан.
Конкретно, все начинается с малого и среднего бизнеса - создание условий для старта и защита от криминала и коррумпированной бюрократии. Создание же условий для развития малого и среднего бизнеса в регионе неизбежно сформирует благоприятные условия для инвестиций в регион. Сами благоприятные условия, конечно, не гарантируют инвестиций. Поэтому, в условиях дефицита инвестиций, региональным властям придется организовать жесткую борьбу за инвестиции с другими регионами. Это вторая задача региональных властей по решению проблем городов.
Как конкретно создавать условия для развития бизнеса, какие идеи предложить горожанам, как бороться за инвестиции - очень сильно зависит от конкретных условий, от преимуществ и недостатков каждого конкретного города. Привязка к одному предприятию в одних условиях может быть злом, а в других благом.
Активность населения, конечно, для власти представляет определенную проблему, потому что активное население требует от власти эффективного выполнения своих обязанностей, кроме того активность населения означает его высокую мобильность, об отсутствие которой так переживают многие наши политики. Но высокая мобильность населения будет, скорее всего, означать не переезд населения в регионы с низким уровнем зарплат и плохими бытовыми условиями, как надеются некоторые наши чиновники, а рост эмиграции наиболее успешной и квалифицированной части населения.

2. Есть ли у жителей моногородов понимание предлагаемых антикризисных стратегий?

Жители большинства российских городов уверены, что власти (федеральные, региональные и городские) должны сделать все, чтобы жизнь стала лучше при имеющихся условиях. Запустить убыточные предприятия, проследить, чтобы там была высокая зарплата, решить проблемы ЖКХ и т.п. Это и есть патернализм. Вся вертикаль власти от президента до муниципальных властей активно поддерживает такие настроения. Обвиняя в неудачах крупный бизнес и отдельных чиновников. Более того, населению демонстрируется якобы способность власти самостоятельно, без граждан, все проблемы решать, как это проделал премьер-министр в Пикалеве.

3. Готово ли население к антикризисным мерам? 

Жители готовы к таким мерам, которые сейчас декларирует власть. То есть ожидают, что станет лучше без каких-либо серьезных действий со стороны собственно граждан (повысятся заплаты, построятся детские сады и т.п.). 
Если мы обратимся к результатам социологических исследований, мы обнаружим, что доверие и уважение к региональным властям (губернаторам, мэрам и главам администраций, а также депутатам всех уровней) низкое (по даны всероссийского опроса ФОМ от 3 февраля губернаторам и мэрам городов доверяют, соответственно, 39 и 36%). То есть доверия региональным и городским властям нет.
Это с одной стороны, с другой - многие, я полагаю, включились бы и сами в той или иной форме в работу по организации собственной жизни, но их никто об этом не просит, а самым активным даже создаются трудности.

4. Каковы перспективы изменения общественного настроения?

Сохранение патерналистских настроений будет приводить к росту социальной напряженности, а затем к протестам. Причем протесты будут направлены непосредственно первым лицам - президенту и премьеру, а требования будут сводиться к выделению денег из федерального бюджета. В то же время известно, что в сложившихся в России условиях даже выделенные на социальные программы средства до населения доходят в сильно урезанном виде. Это будет еще сильнее повышать уровень социальной напряженности и снижать уровень доверия к власти.