Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

17 лет успешной работы на рынке
Более 400 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Метро вместо дамбы

Надежда Зайцева, Анатолий Темкин
"Ведомости - Санкт-Петербург", 150 (2916) от 15.08.2011

В пятницу запуском двухкилометрового тоннеля под Финским заливом завершилось строительство комплекса защитных сооружений (КЗС) от наводнений. С 2006 г. федеральный бюджет потратил на проект 109 млрд руб. Тоннель замкнул также кольцевую автодорогу (КАД) стоимостью 135 млрд руб.

В проектировании и строительстве дамбы участвовали более 100 организаций. ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой" выполнило на дамбе подрядные работы на $195 млн, говорит представитель корпорации Сергей Польский. ОАО "Метрострой" в 2006 г. получило контракт на завершение строительства судопропускного сооружения С1 и тоннеля под ним стоимостью 9,8 млрд руб. Впоследствии стоимость контракта выросла на 96% до 19,3 млрд руб., говорится в отчете Счетной палаты. В прошлом году палата проверила, как расходовались средства на строительство дамбы, и выявила нарушения. Консорциум, включающий Boskalis (Нидерланды), Hochtief (Германия) и ООО "Мортехника", заключил с Росстроем договор подряда на 14,7 млрд руб., ЗАО "Атом-стройэкспорт" получило подряд на 13,3 млрд руб.

До кризиса субподрядчики получали до 60% суммы контракта, в кризис их доля сократилась до 40-50%, говорит менеджер петербургской дорожно-строительной компании. Рентабельность такой стройки он оценивает не выше 5%: "такой заказ хорош из-за гигантских объемов", добавляет он. Доля стройматериалов в стоимости подрядных работ может достигать 60%, отмечает гендиректор консалтинговой компании "Решение" Александр Батушанский. На дамбе она доходила до 80%, говорит менеджер дорожно-строительной компании.

Именно крупные инфраструктурные проекты, финансируемые из бюджета, и поддержали строительный рынок в кризис, уверен Батушанский. Такие контракты помогли загрузить производственные мощности, подтверждает представитель поставщика стройматериалов.

В последнее время поставок стройматериалов на дамбу уже не требовалось, зато много бетона, песка и щебня нужно было КАД, говорит Батушанский. Заменой КАД станет Западный скоростной диаметр (ЗСД), на строительство которого, по его оценкам, потребуется до 2 млн кубометров щебня и столько же бетона.

КЗС и КАД - крупнейшие проекты за всю историю Петербурга, сказал исполнительный директор ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов. Освободившимся мощностям, по его словам, уже есть работа: развитие метрополитена, строительство ЗСД и нового терминала аэропорта "Пулково", требующего развития дорожной инфраструктуры.

Программа развития петербургского метро, принятая городским правительством в конце июня, предусматривает ежегодное финансирование в 30 млрд руб. до 2025 г. Чезаре Бернардини, гендиректор Astaldi, наиболее вероятного претендента на роль генподрядчика строительства центрального участка ЗСД стоимостью 106 млрд руб., сообщил, что его компания намерена привлекать к работам местных подрядчиков.