Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

Более 20 лет успешной работы на рынке
Почти 500 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Бетонные перепады

Лидия Горборукова
"Строительный Еженедельник", N 4 (450) от 07.02.2011

В 2010 году рост объема рынка товарных бетонов Петербурга и Ленобласти по разным оценкам увеличился от 16 до 20% процентов. Для сравнения - за кризисный 2009 год объемы потребления товарного бетона в Петербурге и Ленобласти сократились на 40%.

Бетонная индустрия Петербурга и Ленобласти насчитывает около 110 производителей этого строительного материала.
Если суммировать показатели 25 крупнейших производителей бетона, то в 2010 году было произведено 3,2 млн куб. м товарного бетона и раствора. Весь объем рынка можно оценить в 3,5-3,6 млн куб. м продукции. Больше половины производимого бетона приходится на шесть игроков: "Объединение 45", "Ленстройдеталь", "Беатон", "Проммонолит", "Метробетон" и "Бетоника". В 2009 году на эти компании приходилось 48% рынка, в 2010 году - уже 54%. В 2011 году также ожидается 20-процентный прирост рынка и выход производства на уровень 4,2 млн куб. м бетона.
По словам Александра Дубодела, директора по маркетингу ООО "Объединение 45", прошедший год на бетонном рынке Петербурга прошел достаточно активно. "Можно сказать, что рынок "кипел"", - пояснил эксперт. Появились новые производители, такие как "СЗИСК", "Конкорд", ТД "Евро-Бетон", ушли или свернули свое производство существующие игроки - "Спецстрой", "Лентехстрой", ГК "Талеон", "Техностром". Компания "Петербургский бетон" сменила собственников, а ООО "НордМикс" расширяло производственные мощности. Среди "молодых" игроков, активно осваивающих рынок, можно отметить и ООО "Производственное предприятие "Цемсис", которое в 2010 году произвело около 45 тыс. кубометров бетона.

Ценовые скачки

Цены на бетон в течение 2009 года снизились примерно на 30-35%. Уже в IV квартале 2009 года они вплотную приблизились к сырьевой себестоимости и достигли своего дна. Во второй половине 2010 года стоимость бетона начала повышаться, что в первую очередь связано с ростом цен на сырье, а также увеличением транспортных тарифов. Александр Дубодел отметил, что цены на бетонорастворные смеси, прежде всего, зависят от стоимости цемента, щебня, песка. "Самый значимый и дорогостоящий материал - это цемент. По прогнозам некоторых аналитиков, цена на него увеличится на 15-20 процентов, соответственно вырастут цены и на товарный бетон", - констатировал эксперт. Он добавил, что пока неизвестно, что будет происходить на рынке песка, так как реализация проекта намывных территорий потребует значительных объемов этого материала и может привести к его дефициту. "Дополнительно замечу, что в кризис производителями бетона практически не делались амортизационные отчисления, происходила экономия на модернизации и ремонте оборудования, что также потребует дополнительных средств в 2011 году", - заключил г-н Дубодел.
В свою очередь Дмитрий Карачевцев, директор по продажам бетона компании "Ленстройдеталь", отметил, что в связи с изменениями в 2011 году в области налогообложения и акцизов на топливо цены на бетон вырастут зимой, в предсезонный период (в апреле-мае) и в сентябре.
Самым "модным" и наиболее потребляемым классом бетона был и остается В25. Потребление специальной продукции занимает, как и в докризисный период, несущественную долю в объеме продаж.
"Больше половины всех поставок рынка оттягивает на себя именно марка В25", - отмечает Александр Дубодел. Большие его объемы, в первую очередь, потребляет жилищное строительство. Среди таких проектов можно отметить реализацию таких проектов, как "Северная долина" и "Московская Славянка", в области промышленного девелопмента - строительство заводов ОАО "Силовые машины".
Большие надежды производители бетона связывают и с "возрождением" многих крупных проектов в Петербурге. По мнению Дмитрия Карачевцева, о крупных стройках на этот год пока рано говорить, поскольку ключевые федеральные и городские проекты сейчас завершились или подходят к концу, а новые так и не начали строить.
Среди основных проблем участники рынка бетона отмечают избыток производственных мощностей, который превышает потребности рынка в несколько раз. Специалисты отмечают, что в 2009 году, в отличие от предыдущих годов, когда наблюдался рост, потребители на рынке бетонорастворных смесей на первое место ставили цену, а на второе - показатели качества. Это связано с тем, что многие производители, осуществляя политику тотальной борьбы с издержками, шли на ухудшение качества в угоду более привлекательной цене.
Мнение: 

Александр Батушанский, управляющий партнер консалтинговой группы"Решение":
- В 2010 году рынок производства товарного бетона вырос по сравнению с 2009 годом. Однако при увеличении количественных показателей прошедший год не принес отрасли стабильности. Основной объем спроса по-прежнему приходится на марки В25 и В22. До недавнего времени много бетона уходило на площадку "Охта-центра", крупные дорожно-инфраструктурные объекты. Большие надежды бетонщики возлагаются на строительство трассы Санкт-Петербург - Москва.

Сергей Китуничев, коммерческий директор ГК "Беатон":
- 2010 год прошел на фоне ожидания подъема - для всей строительно-дорожной отрасли в целом. Буксовавший полтора года рынок показал первые признаки движения вверх. Уже при незначительном росте рынка всплыли проблемы, связанные со всеобщими сокращениями издержек, мелкий производитель сегодня не заинтересован в изменении подхода к контролю качеству своего продукта. Для группы компаний "Беатон" этот вопрос стоит на первом плане. Сегодняшний рынок испрос определяют крупные государственные, муниципальные проекты - инфраструктурные, строительные, дорожные. В клиентской базе ЗАО "Беатон" они занимают более 70 процентов. Эти проекты предъявляют высокие требования как к качеству материала, так и самим поставщикам.

Эдуард Полонуер, директор Ассоциации "Абетон":
- Ситуация на рынке товарного бетона начиная примерно с середины 2010 года характеризуется умеренным восстановительным ростом (15-20 процентов за год). В то же время рассчитывать на возвращение докризисного спроса в прежнем объеме в ближайшее время не приходится. (Реальные покупатели жилья по-прежнему страдают от последствий кризиса, а спекулянты ушли на другие рынки.) И хотя ипотека мало-помалу восстанавливается, общую картину "цена - качество" смазывают бюджетные целевые жилищные программы, будущее которых зависит от весьма противоречивого ценообразования.
Положительно скажется ощутимое оживление кредитования крупнейших девелоперов со стороны госбанков, с одной стороны, и разнообразные бюджетные заказы - с другой. В этом смысле инфраструктурные, в основном дорожные, проекты, финансируемые с участием государства, также позволят основным поставщикам бетона рассчитывать на стабильность спроса в 2011 году. С другой стороны, если борьба между ними за заказы не сделает их более мобильными, конкуренцию им могут составить новые игроки, в том числе и иностранные.
В целом, нас ждет дальнейшее обострение конкуренции между крупнейшими поставщиками в силу "ножниц" между спросом и предложением. Мы надеемся, что на этот раз это произойдет не за счет качества. Отметим, что огромный вред продолжает наносить 94-й федеральный закон - точнее, практика его применения, когда минимальная цена "правит бал" на тендерах, а входной контроль качества на стройках практически отсутствует.
К тому же, опасность для серьезных заводов состоит еще и в том, что именно сегодня им приходится вкладываться в энергосбережение, что окончательно добивает маржу. Кстати, снова могут поднять голову те, кто и прежде не страдал от отсутствия системы технологического контроля, а заодно и репутации. Поэтому, в частности, мы рассчитываем, что государство как инициатор принятия федеральных законов N 261 и N 190 окажет реальную, а не декларированную помощь предприятиям в финансировании собственного энергоперевооружения, хотя бы ограничив "тарифные аппетиты" монополистов.