Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России
В пожарном порядке
Газета "Известия" N 144 (28159) от 06.08.2010
В четверг Министерство регионального развития созвало экстренное селекторное совещание с чиновниками из "погоревших" регионов. На нем объявили: восстановление домов начнется уже в субботу, 7 августа. Торопиться заставляют сроки, поставленные премьером Владимиром Путиным, - к концу октября жилье должно быть готово. Помогут и дачникам. Правда, обладателей серьезных загородных домов сумма госкомпенсации вряд ли порадует.
Закончить всю подготовительную работу по каждому населенному пункту, где будет строиться жилье, региональные власти должны были к вечеру четверга.
- До конца недели мы должны на тех площадках, где сгорели дома, начать строительство, - заявил руководитель оперативного штаба по восстановлению жилья - замминистра регионального развития Константин Королевский.
Ради скорости, как известно, даже отменили такую процедуру, как выбор застройщика по конкурсу (на его проведение нужно минимум 45 суток). Премьер Владимир Путин сразу же, как только стал понятен масштаб трагедии, предложил Минрегиону и Минэкономразвития выбрать единого застройщика.
Министерства так и не назвали имя этой "единой компании". Официально от идеи они не отказываются. Но работы в регионах уже начались. Кто же их выполняет? Оказалось, что по команде из Минрегиона области выбирают некие местные компании и высылают свои предложения в министерство. Уже отобрано пять, на сайте Минрегиона висят названия трех, о существовании четвертой ("Мосстроймеханизация-5") сообщили "Известиям" в министерстве устно (ее выдвинула Московская область). При этом ведомство добро на работы не давало. Но мы позвонили в администрацию поселка Белоомут и узнали, что там трудится именно "Мосстроймеханизация-5".
- Готова стройплощадка, бросили к ней временную ЛЭП, проводим геологию (то есть изучают почву для возведения фундамента. - "Известия"), - сообщили в администрации.
Так что, видимо, "единого застройщика" все-таки не будет. Отзывать тех, что есть, привлекать новых - время потеряешь, задание Путина сорвешь. Чтобы был хоть какой-то контроль, в Минрегионе в четверг решили разместить 35 видеокамер, которые будут транслировать картинку со строек. Но в Кировской, Тамбовской и Тульской областях камер не будет, там мало сгорело, смысла нет, говорят в ведомстве.
В Белоомуте в субботу начнут заливать фундаменты. А в Липецкой области пять семей, пострадавших от лесных пожаров, уже получили жилье и переселились. Но что делать с тремя домами, на которые огонь перекинулся не из леса, а с горящей травы, липецкие чиновники не решили. И спросили совета у центра.
- Также включайте их (в программу восстановления. - "Известия"), - отрезал Королевский. - Границ быть не должно. Торфяные (пожары. - "Известия") в Московской области, степные в Тамбовской... Терминология не имеет значения.
Но реально ли построить дом за такой короткий срок? По мнению большинства экспертов - да. При соблюдении трех условий: здания возводятся на том же месте (не тратится время на землеотвод), конструкция быстровозводимая, отделки нет. При этом вовсе не факт, что дома в самом деле будут стоять на пепелищах. Минрегион повесил на сайт типовой образец опросного листа для регионов. В нем есть отдельный пункт: планируется ли возводить дом на старом или на новом месте. Иными словами, чиновники допускают возможность переноса. Какой процент домов придется возводить на новом месте, пока непонятно. Минрегион еще не получил ответы всех регионов на свою анкету.
В Белоомуте строят на новом месте. Не хотят тратиться на разбор пепелища, это дорого, объясняют эксперты. Вопрос землеотвода решили за минуту:
- У нас была зарезервирована земля под молодежный поселок, в связи с чрезвычайной ситуацией мы отдали ее погорельцам, - рассказали нам в администрации поселения.
Но не так просто подвести коммуникации. Это дело инженерное, и его не ускорить. Понятно, что нынешняя ситуация экстремальная. А вообще традиционно строительству предшествует длительная подготовка.
- Для строительства жилья, которое не развалится, нужна проектная документация, - напоминает председатель совета директоров стройкомпании S.Holding Алексей Шепель.
Еще вопрос - как быть со сгоревшими дачами. Премьер пообещал: поможем и дачникам. Как объявили в четверг в министерстве, цена дачи определяется из расчета стандартной стоимости квадратного метра жилья в том или ином регионе, которую делят на два. О стандартных ценах "Известия" писали 5 августа: они варьируются от 22 тысяч рублей за метр в Ульяновской области до 43 тысяч в Московской. А вот если поделить их на два, картина получается не такой приятной.
- Дача даче рознь. Скромный щитовой дом, я думаю, "пролезет" в эти нормативы. Что-то более приличное, для зимнего проживания, гарантированно нет, - считает Александр Батушанский из компании "Решение".
- К сожалению, в России отсутствуют законы, по которым государство обязано выплачивать компенсацию людям в случае катаклизма, - сетует Игорь Николаев из коллегии "Николаев и партнеры". - Поэтому государство вправе принимать любое решение о размере компенсации.
Вообще-то государство ничего не обязано платить, люди должны страховать имущество сами, напоминает Батушанский. Но правительство идет навстречу. А если все-таки страховка есть, получит ли дачник компенсацию? В Минрегионе не смогли ответить на этот вопрос.