Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

Более 20 лет успешной работы на рынке
Почти 500 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Обратная сторона кирпича

Ольга Васильева
Бюллетень Недвижимости от 08.02.2010

Рынок кирпича из-за кризиса сократился на 40%. Низкая покупательская способность привела к снижению цен на стройматериалы и активному расширению поставок в соседние регионы. Из-за резкого падения объемов строительства в 2009 году некоторые производители приостановили выпуск продукции.

По данным ABARUS Market Research, объем производства строительного и лицевого кирпича (включая камни) за 2008 год в России составил 13,379 млрд шт. условных кирпичей. Согласно последним исследованиям консультационно-исследовательской компании "Решение", в 2009 году выпуск продукции упал на 40% - до 8,480 млрд шт.

Северо-Западный федеральный округ выпускает 8-9% от общего объема кирпича в стране. По данным ABARUS Market Research, в 2009 году сокращение производства в регионе составило 32% - всего в округе изготовлено 693 млн шт. Падение было меньше, чем по стране в среднем, так как строительство в СЗФО и в кризис держалось на более высоком уровне, чем в других - ранее довольно благополучных - регионах.

В общей структуре российского производства кирпича доля керамического составляет 44%. Силикатный занимает второе место - 37%. На остальные виды продукции (кислотоупорный и др.) приходится около 20% общего объема, и при этом их доля постепенно снижается за счет роста выпуска силикатного и керамического кирпича.

В последние годы наблюдалась тенденция увеличения производства лицевого кирпича. Облицовочный кирпич выпускать выгоднее, чем простой строительный. При аналогичных затратах сырья, электроэнергии и трудовых ресурсов конечная цена изделия значительно выше, чем традиционного строительного. Сейчас, по сведениям компании "Решение", доля лицевого кирпича составляет около 20% объема рынка СЗФО.

"Также до кризиса значительную долю составляло производство поризованного керамического камня, до 30% рынка Петербурга и Ленобласти, - отметил Александр Батушанский, генеральный директор компании "Решение". - В дальнейшем сложившаяся структура продукции значительно не изменится".

"Мы смотрим на перспективы кирпичного рынка в 2010 году с оптимизмом. Но предсказать, в каких долях будет востребован тот или иной вид кирпича, доподлинно не возьмется никто, - поделился своим видением ситуации Алексей Онищенко, специалист по связям с общественностью компании "Победа ЛСР". - В период кризиса рынок многоэтажного жилья был фактически заморожен. Сейчас наблюдается смещение спроса в сторону частного строительства и коттеджной застройки. Нашими прямыми конкурентами, помимо кирпичных заводов, выступают производители газобетона, пенобетона и других материалов, позволяющих возводить "каменные" дома. Очевидно, что застройщики ищут новые решения, позволяющие, с одной стороны, снизить затраты на строительные материалы, а с другой - найти новые оригинальные решения для оформления фасадов зданий".

Жилищная заморозка
Поскольку современные реалии рынка требуют от строительных компаний высокой скорости создания домов и удешевления процесса их возведения, спрос на кирпич впрямую зависит от объемов строительства жилья элитного и бизнес-класса. Именно в этих сегментах кирпич сохранил лидерство как строительный материал.

По данным консалтингового центра "Петербургской Недвижимости", в 2008 году в Петербурге было сдано в эксплуатацию 2 117 785 кв. м кирпичного и кирпично-монолитного жилья (70,38% от общего объема ввода). Из них 315 468 кв. м (10,48%) приходится на кирпичные дома, 1 802 317 кв. м (59,89%) - на кирпично-монолитные. В 2009 году объем сданных кирпичных и кирпично-монолитных жилых новостроек составил 1 687 805 кв. м (72,10% в общем объеме сдачи), причем доля кирпичной застройки уменьшилась до 227 495 кв. м (9,72%), а объемы кирпично-монолитного домостроения упали до 1 460 310 кв. м (62,38%).
"В последние два года доля строящихся кирпичных домов не превышает 10-12% от общего объема предложения. Но если рассматривать весь жилищный фонд Петербурга, то в пересчете на квадратные метры кирпичные дома составляют практически половину городского жилья (48%). Связано это прежде всего с большой долей домов дореволюционной постройки в исторической части города", - комментирует Дмитрий Золин, управляющий партнер компании LCMC.

Покупатель всегда прав
Согласно исследованиям ABARUS Market Research, рынок СЗФО поделен между несколькими крупными производителями кирпичной продукции: "Победа ЛСР" (около 30% кирпича в СЗФО), "Завод силикатного кирпича" (7-8%), "Павловский завод строительных материалов" (6-7%), "Череповецкий завод силикатного кирпича" (5-6%), "КСМ" (4-5%). Производство в СЗФО низко концентрированное. Донорами по поставкам строительного кирпича для Петербурга выступают соседние области СЗФО.
"Кирпич является продуктом локального потребления. При значительном снижении цены на производимый местными предприятиями кирпич доля транспортной составляющей и его конечная стоимость возрастают. В связи с этим позиции производителей из других регионов значительно ослабляются. Поэтому в ближайшей перспективе рынок игроков Петербурга и Ленинградской области в период кризиса кардинально не изменится", - подытожил Александр Батушанский.

В настоящий момент за рынок Петербурга борются заводы Ленинградской, Псковской, Новгородской областей. Региональные производители, как правило, выпускают строительный кирпич сравнительно невысокого качества, не всегда могут гарантировать ритмичность поставок. Недавно московские компании начали активно расширять географию сбыта.

Ввиду возросшей конкуренции сейчас покупатель диктует свои условия поставщикам на кирпичном рынке. Одним из важнейших показателей при выборе поставщика остается цена, а уж потом качество продукции и условия доставки. В период кризиса цены на кирпич снизились почти вдвое за счет сокращения внутренних издержек производителей, доли чистой прибыли и более точной логистики. (Основные расходы связаны с естественными монополиями: газоснабжением и электричеством.) Однако производители стараются удерживать качество продукции на прежнем уровне, предлагая при этом свой товар по "специальной" цене.

В ожидании подъема
Высокое качество и конкурентная цена продукции напрямую зависят от современного технического оснащения. Большинству российских заводов, производящих кирпич, требуется техническое перевооружение. ABARUS Market Research сообщает, что в 2009 году модернизация и строительство заводов не велись. В условиях кризиса это было под силу крупным игрокам рынка, таким как "Победа ЛСР", которая имеет три производственных площадки. С 2008 года компания ведет строительство нового кирпичного завода в Тосненском районе Ленобласти, в связи с чем собирается в будущем закрыть устаревшие предприятия. На новом заводе планируется запустить линию цветного и лицевого кирпича, по качеству не уступающего импортным аналогам. Остальные участники рынка пока только заявляют о новых предприятиях или модернизации существующих в 2010 году.

Так, вблизи деревни Первое Мая Кингисеппского района планируется создать высокотехнологичное производство по выпуску высококачественных строительных материалов для жилищного и промышленного строительства. Завод керамических изделий, который намерено построить ЗАО "Солекс", будет выпускать кирпич разного вида (до 60 млн шт. в год), керамическую плитку в объеме до 700 тыс. кв. м в год, а также черепицу и санитарно-технические изделия. Общая стоимость проекта - 50 млн евро. Предприятие будет запущено через 18 месяцев, когда, по прогнозам экспертов, рынок восстановит объемы жилищного строительства.

"Когда ситуация на рынке выровняется, новые мощности будут загружаться в первую очередь", - полагает Алексей Онищенко.
"Новые игроки, что логично, могут рассчитывать получить часть доли крупнейшего игрока - "Группы ЛСР". Но, вероятнее всего, планы верстались, когда цена на кирпич была выше текущих уровней в полтора-два раза. Получается довольно рискованная стратегия, так как возможности ценового давления у "Группы ЛСР" все равно будут выше и есть опасность увеличить срок окупаемости своих инвестиций", - резюмирует Александр Батушанский.

Кирпичные перспективы
"Производители еще долго не будут провоцировать рынок ростом цен на кирпичную продукцию по таким причинам. До кризиса кирпичные технологии были значительно потеснены панельным и монолитным домостроением. Если, при благоприятном прогнозе, строительный рынок восстановится к 2014 году, то заводы будут придерживаться политики сдержанных цен", - рассуждает Александр Батушанский.

Эксперты предполагают, что в 2010 году объем кирпичного и кирпично-монолитного строительства увеличится. Ожидается сдача 3 398 091 кв. м таких новостроек (81,90% от общего объема строящегося жилья): 616 757 кв. м (14,86%) - кирпичные здания, 2 781 334 кв. м (67,03%) - кирпично-монолитные дома. "По нашему мнению, в 2010 году будет сдано примерно на 40-45% меньше от заявленного объема такого типа домостроения, так как сроки сдачи объектов будут пролонгированы, с учетом текущей ситуации на рынке недвижимости и финансовых возможностей компаний-застройщиков", - заявила Ольга Трошева, заместитель директора КЦ "Петербургской Недвижимости".

По мнению специалистов компании STEP, если увеличение объемов строительства произойдет уже в 2010 году, резко вырастет спрос на продукцию, что в результате приведет к повышению стоимости кирпича.

А специалисты компании "Решение" считают, что производители крайне заинтересованы в восстановлении рынка многоэтажного жилищного строительства как области сбыта продукции, так как доля, которая приходится на малоэтажное домостроение, очень мала. "Для возведения одного кирпично-монолитного дома потребуется больший объем кирпичной продукции, чем для строительства малоэтажного коттеджного поселка. Поэтому, как только рынок жилищного строительства снова наберет обороты, предприятия смогут вернуть былые объемы производства кирпича", - заявил Александр Батушанский.