Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

20 лет успешной работы на рынке
Более 400 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Энергосбережение на вате

Ольга Васильева
"Бюллетень строящейся недвижимсти" от 11.05.2010

Снизились оптовые и розничные продажи: строительные организации сократили объем закупок материалов, частные потребители отложили ремонт до лучших времен. Инвесторы заморозили ряд крупных проектов по строительству новых предприятий.

По данным Discovery Research Group, в 2008 году темпы роста российского рынка теплоизоляционных материалов (ТИМ) упали до 8% вместо ожидаемых 15%, а объем рынка составил 25,8 млн куб. м ($1,5 млрд). К концу 2009-го, согласно статистике информационно-аналитического агентства INFOLine, выпуск изделий на основе стекловолокна и каменной ваты снизился по разным позициям на 10-40%.

В настоящее время на территории РФ насчитывается около 60 производителей теплоизоляционных материалов. Значительная часть продаж приходится на продукцию иностранных компаний, развивающих собственное производство в российских регионах.
Среди крупнейших игроков рынка - "УРСА Евразия", входящая в испанский концерн URALITA GROUP, "ROCKWOOL СНГ" - российское подразделение датского концерна ROCKWOOL, крупнейшего в мире производителя теплоизоляции из минеральной ваты, KNAUF Insulation - международная промышленная группа по производству строительных материалов, в том числе теплоизоляции, а также компания "Сен-Гобен Строительная Продукция", входящая во французский концерн Saint-Gobain. Среди наиболее крупных отечественных производителей утеплителей - холдинги "ТехноНИКОЛЬ", "Термостепс", группа компаний "Пеноплэкс" а также "Завод "Минплита".

Многие эксперты предрекают отрасли тяжелые времена. По подсчетам Александра Батушанского, генерального директора консультационно-исследовательской компании "Решение", в сегменте жилищного строительства спад составил до 50%. "Исходя из связки "строительство - спрос на теплоизоляцию" заметный рост объемов ТИМ-рынка будет только в случае восстановления спроса, который значительно увеличится при ощутимом и устойчивом росте цен на жилье. Причем закупка теплоизоляционных материалов в первое время будет отставать от спроса на жилье по сравнению с "докризисным" соотношением, так как строительные компании стали довольно консервативными в части инвестиционной политики", - считает аналитик.

По словам директора по маркетингу компании "ROCKWOOL СНГ" Ирины Садчиковой, динамика строительной отрасли во второй половине 2009 года нельзя считать позитивной, поскольку игроки рынка только достраивали объекты, находящиеся в высокой степени готовности, при этом новых проектов начинались единицы. Сейчас отрасль медленно набирает обороты. "У многих компаний и в настоящее время производственные мощности загружены на 50% или меньше. Но на заводах ROCKWOOL мощности загружены полностью", - резюмировала Ирина Садчикова.

Навстречу загородному рынку
Меньше всего пострадал от кризиса сектор частного домостроения, который уже демонстрирует быстрые темпы восстановления объемов. Характер спроса на теплоизоляционные материалы претерпел в этом сегменте небольшие изменения: покупатели стараются приобрести продукцию низкого ценового сегмента. Лидерство продаж сохранили материалы из стекловолокна и экструдированного пенополистирола, на втором месте идут материалы из каменной ваты.

Производители быстро отреагировали на посткризисные запросы и изменили ассортимент своих изделий. В продаже появились новые теплоизоляционные продукты, рассчитанные на частного пользователя, который может самостоятельно выполнить монтаж на профессиональном уровне: ROCKWOOL ЛАЙТ БАТТС с технологией Флекси (пружинящим краем), KNAUF Insulation (продукты Термо Ролл 044, скатная кровля), URSA (скатная крыша, "URSA GLASSWOOL Частный дом"), Isover ("Isover Мастер"), ОАО "Фирма Энергозащита" (марки "Теплит Лайт", "Теплит Лайт Супер"). В основном это продукты на основе стекловолокна и каменной ваты в виде рулонов и плит, предназначенные для утепления скатной кровли, стен и перегородок. Компания "УРСА Евразия" выпустила специальные информационные материалы - мастер-классы, в которых доступно объясняется, как утеплить скатную крышу, фасад дома или как смонтировать перегородку. Эта информация доступна для покупателя в торговых точках, а также на сайте компании.

Где и как продаваться в кризис?
Чтобы преодолеть текущие проблемы в связи с общим падением потребления теплоизоляционных продуктов ряд предприятий переориентировался на соседние рынки. Экономическая неопределенность в России заставила завод "ТехноНИКОЛЬ-Выборг" начать поставки каменной ваты в Швецию и Норвегию. Компания KNAUF Insulation приняла участие в реконструкции Королевского шекспировского театра, а недавно стала официальным поставщиком изоляционных материалов на спортивные объекты предстоящей Олимпиады-2012 в Лондоне.

Входящее в группу Knauf российское предприятие пока не сворачивает строительство в Тюменской области завода по производству теплоизоляционных материалов стоимостью 120 млн евро, но первоначально здесь планировалось разместить 10-15 крупных производств и создать современный промышленный узел к 2010 году.

С января текущего года российское подразделение "ROCKWOOL СНГ" объединилось с украинским и белорусским подразделениями. По словам Ирины Садчиковой, это было предпринято для усиления стратегических основ компании на белорусском рынке. В надежде на большие объемы строительства в Сочи теперь ROCKWOOL планирует поставлять продукцию на олимпийские объекты.

Чтобы не потерять позиций, ряд производителей либо опускают цены, либо выпускают на рынок жилищного строительства новые экономичные продукты, которые стоят дешевле за счет более низкой плотности. Так, с этой целью Белгородский комбинат теплоизоляционных материалов приступил к выпуску экономичных гидрофобизированных минераловатных плит плотностью 25 кг/куб. м.

В целом производители стараются держать качество теплоизоляционной продукции на прежнем уровне. Юрий Лучко, генеральный директор строительной компании "Темп", подтвердил, что кризис не сказался на качестве материалов известных марок, которые поставляются в Россию или производятся на территории РФ. Как правило, они соответствуют всем нормативным требованиям. "За последние три-четыре года повысились требования к энергосбережению жилых объектов, что отразилось на себестоимости строительства. Сегодня все строительные компании, в том числе и СК "Темп", строят жилые дома только с учетом норм энергоэффективности: мы не просто следуем букве закона, а стараемся обеспечить жильцам наших домов максимальный комфорт", - резюмировал он.

Перспективное энергосбережение
В настоящее время вопрос энергосбережения - приоритетный для государства. В прошлом году в рамках повышения энергоэффективности и энергосбережения в сфере ЖКХ, для повышения конкурентоспособности страны Президент России Дмитрий Медведев неоднократно поднимал вопрос о важных направлениях индустрии, обеспечивающих экономию природного газа, тепла и электроэнергии. Он также подписал в 2009 году Федеральный закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности". Его нормы должны создать условия, в которых несоблюдение пределов допустимого воздействия на окружающую среду станет экономически ущербным для бизнеса. Прозвучали заявления, в частности, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, разрабатывающих и внедряющих энергосберегающие технологии, что предусмотрена государственная поддержка в виде бюджетных субсидий. Были выделены 440 млрд руб. на поддержку строительства и жилищных программ.

Сейчас готовятся изменения в Закон "О техническом регламенте". Это даст возможность развить новые методики оценки зданий и сооружений, в том числе по их энергоэффективности. Однако до реализации этой инициативы еще далеко. Требуется много работать, чтобы воплотить намерения в жизнь. По мнению Юрия Лучко, многие участники рынка даже не оповещены о господдержке предприятий, внедряющих энергосберегающие технологии. Однако специалисты, безусловно, поддерживают идею: впервые государство настолько серьезно заявляет о намерении использовать энергию более эффективно и экономно. Как это отразится на перспективах рынка теплоизоляционных материалов - прогнозировать сложно. Хотя одним из наиболее простых и экономически оправданных способов экономии энергии является использование современных эффективных теплоизоляционных материалов. Опыт Европы по возведению энергоэффективных зданий доказал снижение расходов на разные виды энергии на 90%.

Эксперты с осторожностью смотрят в будущее и отмечают некоторое оживление на строительном рынке и в экономике страны в целом в 2010 году. Аналитики компании "ROCKWOOL СНГ" предполагают, что будет некоторое улучшение ситуации в 2011 году, а в 2012-м рынок будет расти активнее. Но для позитивных прогнозов необходима более долгосрочная положительная динамика. Александр Батушанский считает, что объемы строительства, а следовательно и рынка теплоизоляции, вернутся к докризисным уровням не ранее, чем в 2014-2015 годах. Для этого необходимо, чтобы темпы прироста рынка составляли не менее 10% в год. Золотое время наступит, когда восстановятся объемы жилищного и загородного строительства.