Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России
Деньги из дыма
Газета "Известия" N 143 (28158) от 05.08.2010
Стихийное бедствие, охватившее Центральную Россию, - пожары и задымление - кому-то приносит колоссальные убытки, а кому-то предоставляет шанс неплохо заработать. Правительство делает все, чтобы любители легких денег не наживались на несчастье и не "отмывали" средства, выделенные на строительство домов для погорельцев. Но даже правительству не под силу запретить нечистоплотным коммерсантам обогащаться, торгуя сомнительными "средствами от угарного газа". Или туроператорам, которые взвинтили цены на "туры туда, где ничего не горит и не дымит".
Президент России Дмитрий Медведев в своем видеоблоге заявил, что определит ту организацию, которая построит жилье для погорельцев. Без конкурса и тендеров. Иначе не успеть: конкурсные процедуры длинные, а к осени люди должны въехать в новые дома. Это заявление последовало в понедельник. Правда, уже на следующий день власти частично изменили свое решение. Застройщиков отберут губернаторы, тоже без тендеров.
- Найти строительную организацию, способную выполнить такие работы по всей стране, оказалось невозможно, - комментирует собеседник "Известий", знакомый с ситуацией.
На момент подписания номера строителей подыскали в пяти губерниях (в среду - в Московской области).
- Мы доверяем губернаторам, тем более что они предупреждены об ответственности, если выставят "прикормленного" строителя, - говорит тот же собеседник.
И тем не менее вопрос остается: не сыщутся ли и на этот раз любители поживиться кусками от государственного пирога?
Украсть не получится
Чтобы пресечь такую возможность на корню, Министерство регионального развития повесило у себя на сайте цену квадратного метра. Ее считали исходя из средних ставок на "социальном" рынке (это когда что-либо возводится по заказу государства), рассказали в министерстве. Ставки колеблются от 22 тысяч рублей за метр в Ульяновской области до 43 тысяч в Московской.
На сайте также - количество "сгоревших" метров и суммы, которые дадут застройщикам. Суммы получаются простым умножением количества метров на цену метра. В стране сгорело 1940 домов, более 60 тысяч квадратных метров, что оценивается в 1,6 миллиарда рублей. В такой ситуации "украсть" можно двумя способами: завысить масштабы бедствия или выставить слишком высокую стоимость "квадрата".
Первая возможность остается на совести местных властей, говорят эксперты. А вот цена метра Минрегионом выведена честно. Александр Батушанский из консалтинговой группы "Решение" даже удивлен:
- Часто в подобных госпрограммах закладывают двойную ставку от рынка. Здесь расценки адекватные. Видимо, ввиду социальной значимости, а может, и от недостатка бюджетных средств чиновники решили отступить от своих "правил".
С этим выводом согласен и Антон Гололобов из "Инком-недвижимости". Он приводит пример: на свободном рынке в Московской области таунхаус "сам по себе" (до подключения коммуникаций) обходится в 30 тысяч рублей за метр, после - в 45 тысяч, что полностью совпадает с "запросами" Минрегиона. Косвенное негативное влияние "пожарного" строительства на рынок все-таки будет, рассуждает Батушанский: домостроительные комбинаты, получив нежданный заказ, будут жестче разговаривать с коммерческими заказчиками, поднимут для них расценки. Но это - короткий и не ярко выраженный эффект.
Прочь от смога
Туроператорам обогащаться никто не может помешать. Обзвон фирм, предлагающих "быстрые" туры, показал, что цены растут на глазах.
- Что вчера стоило тысячу евро, сегодня - полторы, если раньше две - сегодня четыре, так начальство распорядилось, - откровенничает менеджер одной из компаний.
Ведь люди отказываются от путевок в Подмосковье, паникуют и согласны на всё. Ассоциация туроператоров России как может старается поломать этот тренд.
- Судя по первым отзывам, отказов на подмосковные туры нет, их не меньше, чем в прошлом году, - осторожно говорит главный аналитик этой организации Геннадий Боровиков.
Возможно, если брать картину в целом, так и есть. Но мы позвонили на несколько турбаз в Луховицком районе Подмосковья и попросились на постой. Везде услышали одно:
- Места есть, много мест, но учтите, что задымление страшное, ехать к нам не стоит.
Сколько потеряет "подмосковная" туриндустрия, сказать сложно. Но прибыли "продавцов зарубежья" вырастут процентов на 30, говорят эксперты.
Марлевые миллионеры
Аптеки продают десятки тысяч марлевых респираторов. Не предупреждая, что они не только от смога не спасают, но и дыхание затрудняют.
- Сегодня раскупили за десять минут. Завтра будет еще завоз, приходите. Если успеете, - заявили нам в аптеке на Тверской улице в Москве.
В этом заведении с ценами не играют, "намордник" стоит четыре рубля. Но это скорее исключение. Местами уже и по двадцать рублей продают.
- Спрос на маски поднялся на 30%, - говорит исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева. - Стали чаще спрашивать кислородные коктейли, обычную и термальную воду. Мы еще не подсчитали, как изменился спрос на легочные лекарства и успокоительные.
Ценовой ералаш устроили продавцы противогазов. Самый простой ГП-5М обычно стоит сто рублей, сегодня в интернете - 300-600, в "оффлайновых" магазинах - две с половиной тысячи. Устройство посложнее, дыхательный аппарат ПДА, вздорожал с шести до девяти тысяч. Причем продавцы "забывают" рассказать: пользоваться им можно лишь 15 минут, если идешь, и час, если лежишь. Он создан, чтобы пережить короткую и мощную химическую атаку.
И еще один парадокс рынка: на огнетушители нет ни спроса, ни ценового всплеска. Стандартный ОУ-3 был и есть в среднем 800 рублей.
- Сами удивляемся почему, - разводят руками продавцы.
Полет над гнездом пожара
У авиакомпаний - только убытки. В среду утром из-за плохой видимости шесть самолетов не решились приземляться в столичном аэропорту "Домодедово". К середине дня ситуация стабилизировалась, и все московские аэропорты ("Домодедово", "Внуково" и "Шереметьево") принимали самолеты. А вот вылететь некоторые не смогли. На момент подписания номера были задержаны рейсы из "Домодедово" в Самару, Саратов, Нижнекамск, Когалым, Воркуту и Анталью.
- Некоторые аэропорты прибытия оказываются закрытыми, - пояснили "Известиям" в пресс-службе "Домодедово".
Часто бывает, что аэропорт открыт, но командир корабля видит, что (простите за каламбур) ничего не видит. Тогда он сам решает, рисковать или уходить на "запаску". Что, конечно, чревато: некоторые командиры, желая минимизировать убытки (за которые их наказывают), могут принимать рискованные решения, говорят эксперты. Аналитики пока не могут точно сказать, сколько вреда авиации принес смог. Как никто не знает, когда эта напасть закончится.