Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

Более 20 лет успешной работы на рынке
Почти 500 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Блокада прорвана

Василий Лебедев
"Эксперт" N48 (732) от 06.12.2010

С середины 2000-х цементная тема - одна из самых горячих в бизнес-сообществе. Перед кризисом рынок был перегрет. Об этом свидетельствовали и запредельные цены (выше, чем в США и Европе), и огромное количество заявленных инвестпроектов строительства новых цементных заводов по всей стране. По нашим подсчетам, на середину 2008 года в планах бизнесменов было возведение более 40 новых производств. То есть за несколько лет предполагалось построить столько же цементных мощностей, сколько было построено во времена Советского Союза в течение всего времени его существования. Однако до последнего времени не появилось ничего. И вот прорыв.
Без связей не обошлось

В окрестностях 35-тысячного городка Сланцы в 170 километрах от Санкт-Петербурга и в 20 километрах от границы с Эстонией в течение последних двух с половиной лет крупный застройщик и производитель стройматериалов группа ЛСР строила новый цемзавод по современной сухой технологии. Завод крупный, мощностью 1,86 млн тонн, и поэтому весьма дорогой - объем инвестиций составил 445 млн евро.

Крупнейшей строительной компании на Северо-Западе России до полноты бизнеса и контроля над всей цепочкой издержек не хватало только собственного цементного производства. Теперь они могут быть довольны: после запуска нового завода группа ЛСР становится доминирующим в регионе игроком в области стройматериалов (см. график 1). Новых крупных заводов в России не строилось более 30 лет, а основной объем пусков пришелся, страшно сказать, на середину XX века (см. график 2). По подсчетам генерального директора "INFOLine-Аналитика" Михаила Бурмистрова, "из крупных заводов последними в РСФСР были построены "Кавказцемент" в 1974 году, мощностью 2,6 миллиона тонн, и Новоспасский цементный завод в 1976 году. Во второй половине 1980-х были введены в действие технологические линии комбинированного способа производства в "Себряковцементе" и сухого - в "Невьянском цементнике". После 1991 года в России не было введено ни одного цементного завода, производилась лишь реконструкция и расширение мощностей действующих предприятий". Ввод в действие новых технологических линий - это событие, безусловно, значимое, но все же не дотягивающее по рангу до запуска нового полноценного завода.

С запуском завода ЛСР Ленинградская область вышла на первое место в России по мощности цементных производств (по данным INFOLine, суммарная мощность заводов в Ленобласти составляет 6,36 млн тонн, у бывшего лидера последних десятилетий, Белгородской области, - 6,3 млн тонн), а городок Сланцы в пору переименовывать по традиции 1930-х в не менее благозвучный Цемент. Именно цементная отрасль становится доминирующей в этом исконно тэковском городке, причем новый завод будет в качестве основного сырья потреблять отходы сланцедобычи.

Заход группы ЛСР на сланцевскую площадку начался в 2005 году как раз с приобретения по бросовым ценам отвалов известняка, полученного при добыче и переработке сланца заводами "Ленинградсланец" и "Сланец". Затем компания получила лицензии на разработку природного известняка на месторождении Дубоем и глины на месторождении Большие Поля под Сланцами. Находящийся поблизости цементный завод "Цесла", принадлежащий немецкой Heidelberg Cement, тоже пытался получить лицензии на месторождения известняка, но ему это не удалось, а ведь промышленных запасов известняка у "Цеслы" осталось всего на десять лет. И никакие адресованные местным властям и областной администрации заверения немцев в том, что они хотят вложить в строительство новых мощностей 180 млн долларов, не помогли им заполучить вожделенные лицензии. Видимо, сыграла свою роль влиятельность основного конкурента за сланцевские месторождения - группы ЛСР.

Владелец группы Андрей Молчанов - ныне член Совета Федерации от Ленинградской области, один из самых влиятельных питерских магнатов новой волны 2000-х. Не умаляя бизнес-компетенций г-на Молчанова, упомянем несколько неконкурентных его преимуществ. Его отчим Юрий Молчанов сейчас является вице-губернатором Санкт-Петербурга, в 1987-1995 годах был проректором ЛГУ по учебной работе с иностранными учащимися и проректором по международным связям, помощником которого успел поработать Владимир Путин. По слухам, именно Юрий Молчанов познакомил Путина с первым мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком, с чего и начался быстрый карьерный взлет нынешнего премьер-министра.
Принц против регента

Устранив Heidelberg Cement со своего пути, в группе ЛСР поступили весьма дальновидно. Ведь только немцы могли вложиться в увеличение мощностей, обновление производства и, как следствие, в снижение себестоимости, что могло бы привести к ценовой конкуренции, а это было бы крайне невыгодно для группы ЛСР в долгосрочной перспективе. От остальных игроков местного рынка (см. таблицу) - "Евроцемент груп" Филарета Гальчева (с двумя заводами, "Пикалевским цементом" и Савинским цементным, она занимает свыше 70% рынка цемента Северо-Западного округа) и небольшого заводика "Метахим" (цемент у него - побочный продукт) - крупных инвестиций ждать не приходится.

На рынке цемента Санкт-Петербурга и Северо-Запада России до последнего времени было не так много игроков. Но за последние три года ситуация существенно изменилась. Сначала в конце 2007-го - первой половине 2008 года сюда был проложен канал крупных поставок по импорту и завозу цемента из других регионов России. Это было следствием запредельных цен и физического дефицита цемента. В кризис цены существенно упали и стали более рыночными (см. график 4), однако себестоимость производства на местных довольно старых заводах не позволяет им вступать в ценовую конкуренцию. Георгий Ведерников, управляющий директор по строительным материалам группы ЛСР, пояснил "Эксперту": "Максимальные возможности заводов, находящихся в Ленинградской области, при условии стабильной работы и их нынешнего технического состояния - 2,9-3 миллиона тонн цемента в год. Еще около 100 тысяч тонн на рынок ленинградского региона поставляется с латвийского завода Cemex. Однако в сезон активного строительства, с мая по октябрь, этого недостаточно. Кроме того, действующие заводы не могут обеспечить в полном объеме потребности региона по марочному ассортименту. В результате потребности рынка региона на 25-30 процентов удовлетворяются поставками из других регионов, по более высоким транспортным тарифам". Получилась довольно странная ситуация: мощности региона достаточны для удовлетворения внутреннего спроса, но вот при цене, сложившейся на рынке, местные заводы этого сделать не могут, так как проигрывают по цене более эффективным производителям из других регионов.

В такой ситуации получается, что группа ЛСР находится в явно выигрышном положении. С одной стороны, компания сама потребляет колоссальные объемы цемента - около 1 млн тонн (рынок Санкт-Петербурга и области сейчас оценивается в 3-3,5 млн тонн). С другой стороны, у завода ЛСР существенно более низкая себестоимость производства. По информации аналитика UBS Кирилла Таченникова, "обычно себестоимость производства (cash costs) цемента по сухому способу на 20 процентов ниже себестоимости при мокром способе". Более того, Ярослав Стоупа, руководитель проекта строительства цементного завода группы ЛСР, рассказал "Эксперту": "Сейчас мы готовим к внедрению проект переработки избыточного тепла от печной линии в электроэнергию. Это даст нам до 40 процентов электроэнергии, необходимой для работы производственных линий, что существенно снизит себестоимость, так как электроэнергия - основной компонент себестоимости". И если прибавить сюда еще и более дешевое сырье (известняковые отвалы), то выйдет, что себестоимость цемента на заводе ЛСР окажется на 30-35% ниже, чем у его основных конкурентов.

Пока конкуренты будут думать, как им жить в новых условиях, группа ЛСР, по-видимому, подготовит им новый "подарок" - строительство второй технологической линии. Как сообщил "Эксперту" Ярослав Стоупа, "с учетом того, что большая часть инфраструктуры для второй линии уже готова, стоимость ее постройки может обойтись нам всего в 100 миллионов евро. Правда, со сроками ввода мы пока не определились. Примем решение после выхода на полную мощность первой линии". Между тем результат может оказаться ошеломляющим - полное сокрушение конкурентов, в том числе нынешнего правителя-регента рынка Северо-Запада компании "Евроцемент". После ввода первой линии ЛСР перейдет на использование цемента собственного производства, так что "Евроцемент" потеряет крупнейшего клиента. А после постройки и запуска второй линии суммарная мощность завода ЛСР вырастет до 3,7 млн тонн - это аккурат прогнозная емкость рынка санкт-петербургского региона в 2013-2014 годах. Таким образом, группа ЛСР будет способна и вовсе выбить почву из-под ног своих менее эффективных и расторопных конкурентов - как "Евроцемента", так и "Цеслы".

В подготовке статьи участвовал Андрей Виньков