Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

17 лет успешной работы на рынке
Более 400 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Алишер Усманов выходит в Карелию

Наталья Вершинина
"Деловой Петербург", N165 (3223) от 27.01.2010

Как стало известно "ДП", компания "ХХI век девелопмент" уже в 2011 г. приступит к строительству завода по производству щебня на базе Братского месторождения в Карелии мощностью 4,5 млн м3 в год. Проект будет включать рудник с открытым способом добычи, дробильную, вахтовый поселок, подъездную автомобильную и железную дороги. Объем инвестиций в проект составит порядка 8 млрд рублей.

Закрытый тендер

Сейчас заказчик-застройщик "XXI век девелопмент" (компания построила в Петербурге гостиницу "Охтинская") проводит закрытый тендер среди генподрядных организаций, в числе которых компания "Стэп". Президент "Стэпа" Дмитрий Кунис рассказал "ДП", что вероятность строительства завода очень высока, так как часть оборудования уже завезена. Инвесторами проекта являются структуры, аффилированные с Михайловским горно-обогатительным комбинатом (ГОК), говорит Дмитрий Кунис. Он также считает, что это будет проект федерального масштаба, но на проектные мощности завод будет выходить лет пять.

Михайловский ГОК входит в один из крупнейших горно-металлургических холдингов России "Металлоинвест", который принадлежит Алишеру Усманову. Помимо железорудного сырья МГОК (Курская область) производит щебень. Но в среду МГОК никак не прокомментировал свою причастность к строительству завода.

Молчанов и Игнатьев

Крупнейшие месторождения гранитного щебня, не считая Урала, находятся в Ленобласти, Карелии и Воронежской области (плюс небольшие месторождения в Мурманске и Архангельске). В сумме Ленобласть и Карелия добывают больше 20 млн м3 щебня в год, Воронеж -- 5-7 млн м3.

По оценкам экспертов, Братское месторождение сопоставимо с Воронежским месторождением гранита -- свыше 500 млн м3.

Основными игроками на рынке нерудных материалов Северо-Запада, имеющими свои развитые производства, являются группа ЛСР Андрея Молчанова и "Ленстройкомплектация" (ПО "Ленстройматериалы") Дмитрия Игнатьева. Им принадлежит около 55% рынка. Остальные игроки, в числе которых Северо-Западная нерудная компания (СЗНК), занимают по 5-7%.

Объем рынка сбыта этих предприятий огромен: гранитный щебень необходим для автодорог, мостов, набережных, жилого и коммерческого строительства в Москве и Петербурге.

Амбициозный проект

Коммерческий директор ОАО "Гранит-Кузнечное" (входит в ЛСР) Сергей Неродный считает слишком амбициозной мощность 4,5 млн м3 в год. На Северо-Западе подобными мощностями обладают всего две крупные компании: "Гранит-Кузнечное" и предприятия ПО "Ленстройматериалы" -- ЗАО "Каменногорский комбинат нерудных материалов" и ЗАО "Каменногорское карьероуправление".

В ПО "Ленстройматериалы" заявили, что производственные мощности региона сегодня загружены на 60-70%. И главный вопрос -- в отсутствии платежеспособного спроса на щебень, который восстановится лет через пять.

Директор консалтинговой компании "Решение" Александр Батушанский также считает малореальной мощность завода в 4,5 млн м3 в год.

"Даже зарекомендовавшая себя за много лет на рынке компания "СЗНК" не замахивалась на такой объем при начале работ по запуску собственного карьера", -- говорит Александр Батушанский.

К 2010 г. СЗНК планировала выйти на проектную мощность 2 млн м3 в год на карьере Удачное в Карелии. В СЗНК скептически относятся к строительству завода, так как "об этих планах слышали давно".

Логистика хромает

Участники рынка также подчеркивают тот факт, что удаленность нового производства от основных рынков потребления неизбежно увеличит транспортные затраты.

"Для таких объемов ежесуточная погрузка должна составлять не менее 260 полувагонов, что в настоящее время -- в период сокращения парка подвижного состава -- является тяжелейшей логистической задачей", -- подчеркивает Сергей Неродный.


Ситуация олигополии

Мнение Александра Батушанского

Рынки строительных материалов характеризуются высокой степенью локализации потребления. И хотя часто щебень возится на большие расстояния, все равно в основном потребляется недалеко от места производства. Именно поэтому, например, в Москве и области очень распространен гравийный, а не гранитный щебень. Исходя из этого новый карьер должен быть ориентирован на местный (весьма непростой и относительно небольшой) рынок. Кроме того, щебень -- это прежде всего логистические возможности и клиентская база. И именно в эти проблемы любое новое производство неминуемо упирается. Холдинг же "Металлоинвест" не был ранее замечен на рынке строительных материалов, тем более в нашем регионе. Хотя ситуация олигополии на рынке дает определенные возможности для новых игроков.