Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

20 лет успешной работы на рынке
Более 400 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

TNS дала свою оценку cотового рынка Петербурга

Ирина Рыбченко
Портал spbIT.ru от 25.09.2009

В течение последних нескольких дней spbIT.ru опубликовал две версии итогов развития рынка сотовой связи Петербурга от аналитических агентств RusTele.com ("Рустелеком") и AC&M Consulting. В настоящем материале предлагаются результаты исследования международной группы TNS, которая, как и "Рустелеком", использует метод опроса респондентов. Можно отметить, что показатели двух компаний во многом похожи. Например, проникновение сотовой связи в Петербурге составляет немногим меньше 90 %, в то время как у AC&M Consulting (которое предоставляет данные на основе активных SIM-карт) этот показатель в два раза больше. Эксперты рынка уверены, что точного результата не может предоставить ни одно аналитическое агентство - а оба подхода позволяют дать только очень грубые оценки долей операторов. 

Отметим, международная исследовательская группа TNS не проводит специализированных исследований телеком-рынка. Проект TNS называется Marketing Index, он представляет собой исследование потребительского поведения россиян во многих сегментах, в том числе и в сегменте сотовой связи. Данные Marketing Index формируются посредством опроса жителей Москвы и Петербурга, достигших шестнадцатилетнего возраста. На текущий момент доступно исследование TNS за первое полугодие 2009 года. Ниже приведены показатели Marketing Index, имеющие отношение к рынку сотовой связи Петербурга. Выборка по Петербургу за первое полугодие 2009 года составила 593 человека.

Согласно данным TNS, в Северной столице услугами сотовых операторов пользуются порядка 3,5 млн человек, или 85,6 %. Почти половина опрошенных - 47,6 %, или 1,9 млн человек - являются абонентами сотовых операторов более трех лет. 12,3 % опрошенных, пользуются услугами мобильной связи менее года. 1 %, или 41 тыс. петербуржцев, приобрели свою первую SIM-карту в течение последнего месяца. При выборе сотового оператора, петербургские абоненты руководствуются в первую очередь качеством связи оператора (41,1 %), условиями тарифных планов (33,4 %), зонами обслуживания и роумингом (30 %), удобством оплаты счетов за мобильную связь (29,6 %) и предоставляемыми сервисом и поддержкой (18,9 %).

Наиболее популярной дополнительной услугой в сетях сотовых операторов остается сервис отправки SMS-сообщений - им пользуются больше половины абонентов - 2,3 млн, или 57,5 %. Второе место в рейтинге занимает сервис отправки MMS-сообщений - он востребован у 15 % абонентов, или 604 тыс. человек. Услуга мобильного доступа в Интернет пока не так популярна, как классические допсервисы сотовой связи. Наиболее активно абоненты передачи данных потребляют GPRS-трафик - им пользуются 10 % абонентов, или 400 тыс. человек. Пользователями WAP-интернета являются 5,8 % абонентов, или 231 тыс. человек. Мобильный Интернет в сетях 3G - прерогатива немногих - услугу используют лишь 2,7 % абонентов, или 106 тыс. петербуржцев.

Данные по абонентским базам TNS предоставляет в двух вариантах. В первом случае считаются все абоненты, воспользовавшиеся услугами оператора в течение полугода. Во втором - учитываются лишь абоненты, использующие SIM-карту оператора в данный момент. При этом менеджер отдела по работе с клиентами "TNS Россия" Анастасия Корнюшина отмечает, что среди знакомых петербургским абонентам операторов - "МегаФон", МТС, "Билайн", Tele2 и "Скай Линк", в показателях присутствует сотовый оператор Utel. "Анкета по проекту Marketing Index формируется по основным товарным категориям на все регионы (Москва, Петербург, Россия). Так же и в Петербурге, и в Москве есть люди, которые могут ездить в командировки и быть клиентами оператора Utel и пользоваться его услугами хотя бы один раз за последние полгода. В Петербурге процент людей, пользовавшихся за последние полгода услугами Utel, невелик - 1,7 %", - уточняет Анастасия Корнюшина.

Лидером по количеству "шестимесячных" абонентов является "МегаФон" - предпочтение этому игроку отдали почти 1,8 млн человек, или 44,8 %. На втором месте МТС, услугами которого в течение шести месяцев воспользовались 1,4 млн человек, или 35,4 %. На третье место TNS поместила Tele2, который смог привлечь за указанный период 1 млн петербуржцев, или 26 %. Как отмечают в TNS, Tele2 в динамике за последние два года активно растет в использовании, в то время как "Билайн" занимает свои позиции практически без изменений. "Билайн" расположился на четвертом месте с 23,5 %, или 942 тыс. абонентов. В сетях "Скай Линка" в течение шести месяцев побывали 110 тыс. абонентов, или 2,8 % пользователей.

На конец июля 2009 года доли петербургского рынка сотовой связи, согласно данным TNS, распределились следующим образом - "МегаФон", абонбаза которого насчитывает 1,3 млн, занимает 31,6 % рынка. Доля МТС равна 24,7 % - 990 тыс. абонентов. На третьем месте Tele2 с 804 тыс. абонентов, или 20 % рынка. Абонбаза "Билайна" насчитывает 593 тыс. абонентов, а доля оператора - 14,8 %. "Скай Линк" занимает 0,6 % рынка с 25 тыс. абонентов.

Данные TNS по петербургскому рынку сотовой связи интересно сравнить с результатами исследования аналитического агентства "Рустелеком" - оба игрока при формировании отчетов используют метод опроса респондентов, и показатели агентств во многих моментах совпадают. Например, по данным "Рустелеком", уровень проникновения сотовой связи в Петербурге составляет 87 %, а по данным TNS - 85,6 %. Лидером рынка в обоих случаях признан "МегаФон". У "Рустелекома" оператор занимает 31,5 % рынка, у TNS на 0,1 % больше - 31,6 %. МТС, по версии "Рустелекома", владеет 26,2 % рынка, по оценке TNS - 24,7 %. Далее у "Рустелекома" и TNS серьезные разночтения. По версии "Рустелекома", третье место принадлежит "Билайну", у которого 22,1 % рынка. За ним следует Tele2 с 18,4 %. По революционной оценке TNS, лидирует в этой паре Tele2 с 20 % рынка. "Билайн" же владеет 14 % (прим. ред. - данные "Рустелекома", приведенные в тексте, представляют собой итоги развития рынка сотовой связи Петербурга за август 2009 г. ) . Мы позволили себе смешать августовские и июльские данные, потому как показатели отличаются друг от друга несущественно, TNS не предоставляет помесячные данные).

Не лишним будет привести результаты исследования аналитического агентства AC&M Consulting, которое использует в качестве показателя для оценки рынка количество SIM-карт, реализованных операторами сотовой связи - в результате, отчеты AC&M Consulting и TNS вместе с "Рустелеком", рисуют довольно разные картины рынка. Согласно исследованию AC&M Consulting, на конец августа 2009 года проникновение сотовой связи в Петербурге составляет 184,4 %. По числу абонентов лидирует "МегаФон", занимающий 32,7 % рынка, МТС занимает 31,9 % рынка. На долю "Билайна" в августе приходится 18,1 % рынка. На четвертом месте Tele2 с 15,3 %. У "Скай Линка" - 2 % рынка (см. новость раздела "Сотовая связь" от 19 сентября 2009 г.).

Аналитики называют разницу между показателями исследований AC&M Consulting и TNS с "Рустелекомом" закономерной. "TNS (как и "Рустелеком") опрашивает пользователей сотовой связи, а AC&M Consulting оперирует данными, предоставляемыми операторами сотовой связи. Не секрет, что операторы продолжают "гонку за новыми подключениями", используя весь доступный маркетинговый инструментарий, включая элементарную раздачу SIM-карт. Все это приводит к росту подключений, но многие из них в итоге попадают в категорию "мертвых душ", - говорит директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J&P Consulting Сергей Савин.

Как отмечает аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова, показатели TNS следует рассматривать как оценку потребительского поведения, в то время как отчеты AC&M Consulting представляют собой более точные данные, основанные на проданных операторами SIM-картах. "Однако стоит учитывать, что TNS, с учетом возможной погрешности, учитывает поведение потребителей здесь и сейчас, в то время как данные по используемым SIM-картам обновляются, как правило, с определенной задержкой (например, абонент не пользуется услугами в течение квартала)", - сообщила Татьяна Менькова.

Эксперты сходятся во мнении, что ни одно исследование не дает точного результата - оба подхода (опрос горожан и учет SIM-карт) позволяют дать только очень грубые оценки долей операторов. "Оценить реальный объем рынка и доли отдельных компаний в денежном исчислении (что и было бы правильно) по результатам этих исследований не представляется возможным до тех пор, пока неизвестен хотя бы показатель ARPU для каждой из компаний-операторов. По методике обоих исследований может быть задано много вопросов, например, учитываются ли при опросе абоненты, имеющие SIM-карты разных операторов? По отношению к какой базе рассчитывается процент проникновения мобильной связи через количество SIM-карт: к числу жителей города и области, к числу жителей региона и приезжих? - комментирует исполнительный директор консалтинговой компании "Решение" Владимир Сократилин, - Вывод из этих исследований таков: чтобы игрокам рынка иметь хорошую аналитику, надо открыто сообщать о результатах своей деятельности. Все эти "коммерческие тайны", которые на самом деле являются секретом Полишинеля, только затрудняют правильную оценку рынка самими компаниями-операторами".

Напомним, что в рамках исследования "Рустелеком" (см. новость раздела "Мобильная связь" от 17 сентября 2009 г.) были приведены данные по лояльности абонентов, согласно которым самые лояльные пользователи у "МегаФона", а больше всего абонентов, готовых уйти к другому оператору, если предложение будет более выгодным, у Tele2 и "Билайна". Как отметил Владимир Сократилин, в рамках отчета была допущена полная подмена понятий. "Никаких условий, к которым абоненты могли бы быть лояльны, компании-операторы не создали. Большинство абонентов, по-видимому, удерживает от смены оператора нежелание изменять номер, который они сообщили своим знакомым, партнерам, и т. п. Поэтому и получается, что наиболее "лояльные" абоненты у "Мегафона" (который дольше всех из всей четверки на рынке Петербурга). На втором месте - абоненты пришедшей второй МТС. Вот когда станет возможным переходить к другому оператору со своим номером, мы и увидим, к кому более лояльны абоненты. Скорее всего окажется, что о лояльности говорить не придется вообще", - резюмирует Владимир Сократилин.