Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России
TNS дала свою оценку cотового рынка Петербурга
Портал spbIT.ru от 25.09.2009
В течение последних нескольких дней spbIT.ru опубликовал две версии итогов развития рынка сотовой связи Петербурга от аналитических агентств RusTele.com ("Рустелеком") и AC&M Consulting. В настоящем материале предлагаются результаты исследования международной группы TNS, которая, как и "Рустелеком", использует метод опроса респондентов. Можно отметить, что показатели двух компаний во многом похожи. Например, проникновение сотовой связи в Петербурге составляет немногим меньше 90 %, в то время как у AC&M Consulting (которое предоставляет данные на основе активных SIM-карт) этот показатель в два раза больше. Эксперты рынка уверены, что точного результата не может предоставить ни одно аналитическое агентство - а оба подхода позволяют дать только очень грубые оценки долей операторов.
Отметим, международная исследовательская группа TNS не проводит специализированных исследований телеком-рынка. Проект TNS называется Marketing Index, он представляет собой исследование потребительского поведения россиян во многих сегментах, в том числе и в сегменте сотовой связи. Данные Marketing Index формируются посредством опроса жителей Москвы и Петербурга, достигших шестнадцатилетнего возраста. На текущий момент доступно исследование TNS за первое полугодие 2009 года. Ниже приведены показатели Marketing Index, имеющие отношение к рынку сотовой связи Петербурга. Выборка по Петербургу за первое полугодие 2009 года составила 593 человека.
Согласно данным TNS, в Северной столице услугами сотовых операторов пользуются порядка 3,5 млн человек, или 85,6 %. Почти половина опрошенных - 47,6 %, или 1,9 млн человек - являются абонентами сотовых операторов более трех лет. 12,3 % опрошенных, пользуются услугами мобильной связи менее года. 1 %, или 41 тыс. петербуржцев, приобрели свою первую SIM-карту в течение последнего месяца. При выборе сотового оператора, петербургские абоненты руководствуются в первую очередь качеством связи оператора (41,1 %), условиями тарифных планов (33,4 %), зонами обслуживания и роумингом (30 %), удобством оплаты счетов за мобильную связь (29,6 %) и предоставляемыми сервисом и поддержкой (18,9 %).
Наиболее популярной дополнительной услугой в сетях сотовых операторов остается сервис отправки SMS-сообщений - им пользуются больше половины абонентов - 2,3 млн, или 57,5 %. Второе место в рейтинге занимает сервис отправки MMS-сообщений - он востребован у 15 % абонентов, или 604 тыс. человек. Услуга мобильного доступа в Интернет пока не так популярна, как классические допсервисы сотовой связи. Наиболее активно абоненты передачи данных потребляют GPRS-трафик - им пользуются 10 % абонентов, или 400 тыс. человек. Пользователями WAP-интернета являются 5,8 % абонентов, или 231 тыс. человек. Мобильный Интернет в сетях 3G - прерогатива немногих - услугу используют лишь 2,7 % абонентов, или 106 тыс. петербуржцев.
Данные по абонентским базам TNS предоставляет в двух вариантах. В первом случае считаются все абоненты, воспользовавшиеся услугами оператора в течение полугода. Во втором - учитываются лишь абоненты, использующие SIM-карту оператора в данный момент. При этом менеджер отдела по работе с клиентами "TNS Россия" Анастасия Корнюшина отмечает, что среди знакомых петербургским абонентам операторов - "МегаФон", МТС, "Билайн", Tele2 и "Скай Линк", в показателях присутствует сотовый оператор Utel. "Анкета по проекту Marketing Index формируется по основным товарным категориям на все регионы (Москва, Петербург, Россия). Так же и в Петербурге, и в Москве есть люди, которые могут ездить в командировки и быть клиентами оператора Utel и пользоваться его услугами хотя бы один раз за последние полгода. В Петербурге процент людей, пользовавшихся за последние полгода услугами Utel, невелик - 1,7 %", - уточняет Анастасия Корнюшина.
Лидером по количеству "шестимесячных" абонентов является "МегаФон" - предпочтение этому игроку отдали почти 1,8 млн человек, или 44,8 %. На втором месте МТС, услугами которого в течение шести месяцев воспользовались 1,4 млн человек, или 35,4 %. На третье место TNS поместила Tele2, который смог привлечь за указанный период 1 млн петербуржцев, или 26 %. Как отмечают в TNS, Tele2 в динамике за последние два года активно растет в использовании, в то время как "Билайн" занимает свои позиции практически без изменений. "Билайн" расположился на четвертом месте с 23,5 %, или 942 тыс. абонентов. В сетях "Скай Линка" в течение шести месяцев побывали 110 тыс. абонентов, или 2,8 % пользователей.
На конец июля 2009 года доли петербургского рынка сотовой связи, согласно данным TNS, распределились следующим образом - "МегаФон", абонбаза которого насчитывает 1,3 млн, занимает 31,6 % рынка. Доля МТС равна 24,7 % - 990 тыс. абонентов. На третьем месте Tele2 с 804 тыс. абонентов, или 20 % рынка. Абонбаза "Билайна" насчитывает 593 тыс. абонентов, а доля оператора - 14,8 %. "Скай Линк" занимает 0,6 % рынка с 25 тыс. абонентов.
Данные TNS по петербургскому рынку сотовой связи интересно сравнить с результатами исследования аналитического агентства "Рустелеком" - оба игрока при формировании отчетов используют метод опроса респондентов, и показатели агентств во многих моментах совпадают. Например, по данным "Рустелеком", уровень проникновения сотовой связи в Петербурге составляет 87 %, а по данным TNS - 85,6 %. Лидером рынка в обоих случаях признан "МегаФон". У "Рустелекома" оператор занимает 31,5 % рынка, у TNS на 0,1 % больше - 31,6 %. МТС, по версии "Рустелекома", владеет 26,2 % рынка, по оценке TNS - 24,7 %. Далее у "Рустелекома" и TNS серьезные разночтения. По версии "Рустелекома", третье место принадлежит "Билайну", у которого 22,1 % рынка. За ним следует Tele2 с 18,4 %. По революционной оценке TNS, лидирует в этой паре Tele2 с 20 % рынка. "Билайн" же владеет 14 % (прим. ред. - данные "Рустелекома", приведенные в тексте, представляют собой итоги развития рынка сотовой связи Петербурга за август 2009 г. ) . Мы позволили себе смешать августовские и июльские данные, потому как показатели отличаются друг от друга несущественно, TNS не предоставляет помесячные данные).
Не лишним будет привести результаты исследования аналитического агентства AC&M Consulting, которое использует в качестве показателя для оценки рынка количество SIM-карт, реализованных операторами сотовой связи - в результате, отчеты AC&M Consulting и TNS вместе с "Рустелеком", рисуют довольно разные картины рынка. Согласно исследованию AC&M Consulting, на конец августа 2009 года проникновение сотовой связи в Петербурге составляет 184,4 %. По числу абонентов лидирует "МегаФон", занимающий 32,7 % рынка, МТС занимает 31,9 % рынка. На долю "Билайна" в августе приходится 18,1 % рынка. На четвертом месте Tele2 с 15,3 %. У "Скай Линка" - 2 % рынка (см. новость раздела "Сотовая связь" от 19 сентября 2009 г.).
Аналитики называют разницу между показателями исследований AC&M Consulting и TNS с "Рустелекомом" закономерной. "TNS (как и "Рустелеком") опрашивает пользователей сотовой связи, а AC&M Consulting оперирует данными, предоставляемыми операторами сотовой связи. Не секрет, что операторы продолжают "гонку за новыми подключениями", используя весь доступный маркетинговый инструментарий, включая элементарную раздачу SIM-карт. Все это приводит к росту подключений, но многие из них в итоге попадают в категорию "мертвых душ", - говорит директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J&P Consulting Сергей Савин.
Как отмечает аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова, показатели TNS следует рассматривать как оценку потребительского поведения, в то время как отчеты AC&M Consulting представляют собой более точные данные, основанные на проданных операторами SIM-картах. "Однако стоит учитывать, что TNS, с учетом возможной погрешности, учитывает поведение потребителей здесь и сейчас, в то время как данные по используемым SIM-картам обновляются, как правило, с определенной задержкой (например, абонент не пользуется услугами в течение квартала)", - сообщила Татьяна Менькова.
Эксперты сходятся во мнении, что ни одно исследование не дает точного результата - оба подхода (опрос горожан и учет SIM-карт) позволяют дать только очень грубые оценки долей операторов. "Оценить реальный объем рынка и доли отдельных компаний в денежном исчислении (что и было бы правильно) по результатам этих исследований не представляется возможным до тех пор, пока неизвестен хотя бы показатель ARPU для каждой из компаний-операторов. По методике обоих исследований может быть задано много вопросов, например, учитываются ли при опросе абоненты, имеющие SIM-карты разных операторов? По отношению к какой базе рассчитывается процент проникновения мобильной связи через количество SIM-карт: к числу жителей города и области, к числу жителей региона и приезжих? - комментирует исполнительный директор консалтинговой компании "Решение" Владимир Сократилин, - Вывод из этих исследований таков: чтобы игрокам рынка иметь хорошую аналитику, надо открыто сообщать о результатах своей деятельности. Все эти "коммерческие тайны", которые на самом деле являются секретом Полишинеля, только затрудняют правильную оценку рынка самими компаниями-операторами".
Напомним, что в рамках исследования "Рустелеком" (см. новость раздела "Мобильная связь" от 17 сентября 2009 г.) были приведены данные по лояльности абонентов, согласно которым самые лояльные пользователи у "МегаФона", а больше всего абонентов, готовых уйти к другому оператору, если предложение будет более выгодным, у Tele2 и "Билайна". Как отметил Владимир Сократилин, в рамках отчета была допущена полная подмена понятий. "Никаких условий, к которым абоненты могли бы быть лояльны, компании-операторы не создали. Большинство абонентов, по-видимому, удерживает от смены оператора нежелание изменять номер, который они сообщили своим знакомым, партнерам, и т. п. Поэтому и получается, что наиболее "лояльные" абоненты у "Мегафона" (который дольше всех из всей четверки на рынке Петербурга). На втором месте - абоненты пришедшей второй МТС. Вот когда станет возможным переходить к другому оператору со своим номером, мы и увидим, к кому более лояльны абоненты. Скорее всего окажется, что о лояльности говорить не придется вообще", - резюмирует Владимир Сократилин.