Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

Более 20 лет успешной работы на рынке
Почти 500 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Незаметное похолодание

Роман Денисов
Еженедельная газета "Недвижимость и Строительство Петербурга", N 40(574) от 12.10.2009

Осенью уход продавцов и производителей с рынка стройматериалов может стать массовым. Такого мнения придерживаются по итогам сезона многие специалисты.

Поставщики нерудных материалов, производители бетона и металлоконструкций фиксировали летом лишь небольшое оживление конъюнктуры. Так, спрос на товарный бетон увеличивался до 7% в месяц, но общая емкость этого рынка по-прежнему составляет менее 55% от прошлогодней. Та же тенденция характерна и для нерудных материалов: объем потребления в летние месяцы рос на 8-9%, но если сравнивать с 2008-м, рынок просел почти на 40%.

Многие игроки вынуждены приостанавливать производство. Например, железобетонный завод "Стройдеталь", входящий в состав "М-Индустрии", прекращал работу на несколько недель в ожидании заказов. Правда, по словам директора по маркетингу холдинга Алексея Топольницкого, массовых сокращений на предприятии не было и сейчас оно вновь функционирует.

Серьезные трудности испытывал сертоловский завод КЖБИ-211, на котором изготавливают панельные дома и комплектующие материалы. Предприятие работало в основном над заказами Минобороны и на полгода осталось не у дел. Но в июле ведомство гарантировало комбинату новые контракты.

По-настоящему "горячей точкой" стало Пикалево, где долгое время простаивал крупнейший в регионе цементный завод. Однако основной причиной его остановки стал все же не кризис, а сырьевой конфликт. Сейчас предприятие функционирует в нормальном режиме, хотя мощности снижены почти вдвое. Из-за проблем с сырьем полгода не работал кирпичный завод "Петрокерамика", но и после разрешения конфликта там задействована лишь часть мощностей.

Рынок уже понес первые потери. Например, прекратил работу Тосненский комбинат строительных материалов, выпускавший стеновые панели из вибропрессованного бетона. Впрочем, собственники предприятия заявляют, что оно стало убыточным еще до кризиса. Теперь на месте комбината планируется открыть крупную металлобазу.

Самые большие изменения произошли в сегменте оптовых продаж стройматериалов и конструкций. "Например, еще зимой прекратили работу большинство мелких металлотрейдеров", - отмечает Алексей Слученков, директор компании "Балт Трейд".

"Осталось очень мало посредников и на цементном рынке, - развивает тему Андрей Земцов, генеральный директор ЗАО "Пикалевский цемент". - Кризис съел всю маржу. Так что работаем большей частью напрямую с потребителями".

Мы опросили руководителей разных компаний о том, было ли у них сезонное оживление, много ли конкурентов ушло с рынка и с какими надеждами они входят в "несезон".

Производство стройматериалов и конструкций в РФ за восемь месяцев 2009-го

 Наименование Производство в январе- августе Январь-август по отношению к аналогичному периоду 2008-го, %
Кирпич, млрд усл. штук 5,6 -39,9
Цемент, млн тонн 29,5 -22,5
ЖБИ, млн куб.м 11,3 -44,1
Стеновые блоки из ячеистого бетона, млрд усл. кирпичей 1,9 -37,3
Пиломатериалы, млн куб.м 12,5 -16,5
Клееная фанера, млн куб.м 1,3 -27,8
Древесно-волокнистые плиты, млн кв.м 178 -35,8
ДСП, млн куб.м 2,7 -27,8
Металлопластиковые окна, млн кв.м 6,5 -27,1
Облицовочная керамическая плитка, млн кв.м 34,5 -29,1
Напольная керамическая плитка, млн кв.м 39,8 -17,4
Стальные трубы, млн тонн 4 -28,2
Трубы из термопластиков, тыс. тонн 132,0 -25,8
По данным Росстата

Мнения экспертов

Александр УТЕВСКИЙ,
генеральный директор ООО "Управляющая компания "СевЗапПром":

- Сезон на цементном рынке так и не начался. Оживления спроса практически не было, и цены не поднимались. В июле на рынок вернулся "Пикалевский цемент", выдавив с него тех, кто вез к нам цемент из других регионов. По сравнению с 2008 годом рынок упал процентов на 40, а с 2007-м - на все 60.

Петр ФЕДОРОВ,
руководитель отдела маркетинга и продаж "Армакс-групп":

- Емкость петербургского рынка сэндвич-панелей по итогам этого года составит, по всей видимости, около 2 млн кв.м, общероссийского - 16-17 млн кв.м. Это не сильно меньше, чем год назад, но многие игроки ушли с рынка - в первую очередь, мелкие компании. Кто-то работает, но вынужден периодически приостанавливать производство. Рынок укрупняется, спрос все больше смещается в пользу лидеров отрасли: "Армакса", "Стройпанели", "Лиссанта" и еще нескольких. Наша компания рассчитывает сохранить объемы выпуска на уровне 2008-го.

Особых сезонных всплесков не было, спрос равномерно увеличивался с марта. Зато во время кризиса изменилась его структура. Стало меньше крупных заказов (на поставку свыше 15 000 кв.м панелей), например на строительство логистических или промышленных комплексов, ведь многие из таких проектов заморожены, а инвесторы испытывают проблемы с погашением кредитов. Зато мелкие и средние заказчики весьма активны. Стандартный заказ - 1500-2000 кв.м панелей.

Игорь ПОЛЬНИКОВ, 
генеральный директор Группы компаний "ТИТАН-РЕСУРС":

- Сезонного оживления практически не было. Впрочем, летом спрос на бетон и нерудные материалы оставался более или менее стабильным. Так, емкость петербургского рынка товарного бетона составляла 190 000-230 000 куб.м в месяц. Много заказов приходится на долю промышленного строительства.

Поставщики стройматериалов соревнуются за действующие проекты, поскольку новых в ближайшее время не предвидится. Конкуренция еще больше ужесточится к концу года, когда строительный сезон окончательно завершится. Это может повлечь за собой уход некоторых игроков с рынка.

У крупных производителей, которые владеют сетью бетонных заводов, часть из них, как правило, простаивает.

В то же время средние по размеру предприятия более конкурентоспособны и продолжают работать на полную мощность.

Владимир СОКРАТИЛИН,
исполнительный директор компании "Решение":

- Сезонные колебания спроса оказались такими же, как и год назад, и летом большинство производителей почувствовали оживление. Но его трудно назвать существенным, ведь емкость основных рынков по-прежнему не сравнима с прошлогодней. К примеру, по цементу снижение составило 40%, по кирпичу - 50%. Так, в июле 2008-го объем потребления цемента в Петербурге мы оценивали в 512 000 тонн, в этом - 340 000. Прогнозы на будущий год - неутешительные, ведь новые объекты почти не закладывают, и нынешний сезон для некоторых компаний может оказаться последним.

Александр МАКАРОВ, 
президент ФПГ "РОССТРО":

- Сезонный рост был заметным, хотя и меньшим, чем в 2007-2008 годах. Наши ожидания по реализации несъемной опалубки оправдались лишь отчасти. В феврале-марте покупатели заказали больше продукции, чем взяли по факту. Это связано с возникшими проблемами в финансировании проектов.

Но в целом спрос на нашу продукцию в этом году даже лучше, чем в 2006-м. К тому же дефицит финансов, серьезно сократив возможности наших клиентов, сформировал отложенный спрос. Приходят и новые заказчики. Так что в целом мы уверены в расширении рынка системы VELOX. Спрос на нашу опалубку почти не зависит от сезонных колебаний.

По этой технологии строят и зимой, поэтому, несмотря на завершение сезона, мы ожидаем увеличения спроса. Что касается конкурентов, пока, насколько нам известно, никто не ушел с рынка. Конечно, все производители конструктивных стройматериалов испытывают трудности, но все стараются оптимизировать производство под изменившуюся конъюнктуру и работать дальше.

Андрей ТИТОВ, 
руководитель отдела маркетинга компании "УРСА Евразия":

- Спрос на теплоизоляцию, по разным оценкам, снизился за год примерно на 40%. Но примечательно, что сезонный всплеск оказался таким же, как и в предыдущие годы. Все основные игроки остались. Правда, уже есть примеры, когда небольшие компании были вынуждены свернуть производство.

Сейчас ситуация стабилизировалась, объемы продаж, разумеется, стали меньше, но говорить о каких-либо резких движениях не приходится. Мы ожидаем традиционное снижение спроса на теплоизоляционные материалы зимой, но не более того.

Алексей ОНИЩЕНКО,
специалист по маркетингу кирпичного объединения "Победа ЛСР":

- В сегменте многоэтажного строительства сезонного подъема спроса мы почти не заметили, он проявился (и то слабо) в сфере малоэтажной застройки. Общая емкость кирпичного рынка снизилась на 40%. Зато в сентябре наметился небольшой рост. Основную погоду делают три местных игрока: "Победа ЛСР", "Эталон" и "Петрокерамика". Все продолжают функционировать. Рискуют уйти с рынка, в первую очередь, региональные кирпичные заводы.

Сергей ПАВЛОВ,
начальник отдела продаж Асфальтобетонного завода N1:

- Спрос на асфальтобетон снизился как минимум в полтора раза по сравнению с 2008-м, поскольку сильно урезано финансирование всей дорожной отрасли. До кризиса емкость этого рынка в Петербурге оценивалась примерно в 4,8 млн тонн асфальта в год, и предложение в целом соответствовало спросу. Никто из производителей из бизнеса пока не ушел, и вряд ли это случится в ближайшее время.

Олег ВОЛКОВ,
менеджер по маркетингу и коммуникациям российского подразделения Ruukki:

- Мы почувствовали сезонное оживление на рынке металлоконструкций. Он по-прежнему остается достаточно большим и привлекательным для инвесторов. Впрочем, уже есть и первые примеры банкротства: это произошло с одним уральским заводом металлоконструкций.

Константин ВЕРЕТЕЛЬНИКОВ, 
директор компании "Инпром-Петербург":

- Этим летом мы смогли даже немного увеличить загрузку сервисных металлоцентров по сравнению с прошлым годом. Строительные компании, снижая издержки, перестали самостоятельно обрабатывать металлопрокат (нарезать, красить, сваривать конструкции), ведь для них это непрофильный бизнес. Многие из них закрыли такие участки на стройплощадках.

Михаил ВОЛЧКОВ, 
директор по маркетингу компании "ТОП ХАУС":

- Все наши ожидания от сезонного всплеска на рынке малоэтажного строительства оправдались. Правда, изменилась структура продаж в пользу более экономичных материалов. К тому же из-за девальвации рубля в начале года сократился спрос на импортные товары. Теперь потребители стараются сами выбирать материалы, не прибегая к услугам посредников: строителей и архитекторов. Количество торговых компаний практически не изменилось, а вот некоторым строительным фирмам пришлось уйти с рынка.