Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России
Искусство использовать других
Промышленно-Строительное обозрение, N 118 от 27.07.2009
По мнению специалистов, развитие аутсорсинговых услуг в строительной сфере сдерживается низким уровнем управления, боязнью рассекречивания корпоративных данных и финансовой непрозрачностью. При этом строительные компании в силу проектной специфики деятельности и практики взаимодействия с субподрядчиками имеют все предпосылки для развития аутсорсинга.
Передай другому
Термин "аутсорсинг" широко используется для описания форм сотрудничества, связанных с передачей компанией-заказчиком различных бизнес-процессов сторонним организациям (или провайдерам) в течение определенного времени по оговоренной цене.
К числу аутсорсинговых услуг зачастую относят подрядные работы в строительстве, кооперацию, временное использование специалистов без заключения с ними трудового договора, использование внешней организации для обработки банковских и других финансовых данных, перенос производственных процессов за рубеж и многие другие.
- Судя по западному опыту, любую вспомогательную функцию, если она не является сферой деятельности топ-менеджеров или предметом ноу-хау, можно передавать на аутсорсинг, - говорит Светлана Иванова, заместитель генерального директора компании "АвторитетЪ-Консалтинг", одной из аудиторско-консалтинговых компаний Петербурга.
По ее словам, в развитии аутсорсинга северная столица пока отстает не только от зарубежья, но и от Москвы. Если малые компании уже начали сознавать преимущества аутсорсинга в сфере внутреннего аудита, бухгалтерского учета, налогового планирования или кадрового делопроизводства, то подавляющее большинство крупных фирм предпочитают содержать собственные подразделения. За рубежом до 90% компаний используют хотя бы одну из вспомогательных услуг по договорам аутсорсинга.
С точки зрения деловых отношений аутсорсинг имеет ряд отличительных черт и особенностей. Среди них длительный срок кооперации между партнерами, совместная стратегия принятия решений, высокий уровень доверия между компаниями. Но именно эти преимущества сдерживают развитие отечественного аутсорсинга.
- Причиной является общий низкий уровень управления в российских компаниях, - полагает Александр Батушанский, генеральный директор консультационной компании "Решение". - Использование аутсорсинга основано на отлаженности процессов управления внутри компании-заказчика, что необходимо как для успешного взаимодействия с аутсорсером, так и для понимания заказчиком эффективности его привлечения.
Это подразумевает высокое качество управления экономикой и финансами компании. В большинстве случаев расширению практики аутсорсинга препятствуют представления высших управленцев об относительной простоте контроля качества или об экономии при выполнении работ силами собственного персонала.
В то же время строительные компании в силу проектной специфики деятельности и практики взаимодействия с субподрядчиками при строительстве объектов имеют хорошую идеологическую базу для привлечения аутсорсеров.
Как стать конкурентоспособным
Развитие российского аутсорсинга, как и консультационных услуг, многие эксперты связывают с приходом на рынок западных компаний, которые испытывали серьезные трудности при ведении бизнеса.
Отечественный бизнес к этому виду делового сотрудничества относится пока без особого энтузиазма. Тем не менее заказчики выделяют несколько основных причин обращения к услугам провайдеров, каждая из которых способствует укреплению конкурентоспособности. Это стремление повысить эффективность засчет издержек производства или стоимости бизнес-процессов, высвобождение ресурсов не основной деятельности для развития ключевого бизнеса, получение дополнительной выгоды от связей с поставщиками.
- Преимущество аутсорсинга в том, что заказчик использует коллективный опыт профессионалов, получая проверенное экспертами, наиболее эффективное решение с минимальными рисками, - поясняет Светлана Иванова. - При этом он экономит фонд оплаты труда, а также сопутствующие траты на организацию рабочих мест и переобучение специалистов. Что особенно важно для малых предприятий, где реальная занятость высококвалифицированных специалистов невелика. Кроме того, услуги аутсорсинга принимаются к уменьшению налогооблагаемой базы на прибыль, и предприятие-заказчик имеет право на вычет по НДС.
Надо отметить, что в Петербурге деятельность аутсорсинга закреплена нормативно в специальной программе "Финансовый аутсорсинг", направленной на оказание услуг по содействию в обеспечении внешнего бухгалтерского обслуживания субъектов малого предпринимательства, размещенных на базе бизнес-инкубаторов, а также для кризисных субъектов малого предпринимательства.
Еще один плюс аутсорсинга - независимость от субъективности штатных специалистов. Так, компания Александра Батушанского предложила заказчикам новую услугу по проведению тендеров по выбору подрядчиков, а также анализ рынка поставщиков услуг и продуктов и проведение переговоров с поставщиками. При этом оплату работы заказчик производит только в случае возникновения реальной экономии.
Почти год работы с компаниями из различных отраслей экономики показал, что заказчики в ряде случаев значительно переплачивали. Получаемая экономия по закупке материалов составляет от 5 до 25%, а по услугам до 40%. Кроме того, привлекая стороннюю организацию к закупкам, компания избегает проблем, связанных как с коррупцией, так и с "замыленностью взгляда" отделов снабжения.
Аутсорсинг позволяет делать компанию более гибкой в части контроля издержек, что в свою очередь является важнейшей составляющей антикризисной политики компаний.
Компетенция важнее цены
По мнению Александра Батушанского, предпочтения заказчика при выборе аутсорсинговой компании зависят от поставленных целей. Если основная цель - снижение издержек, то выбор провайдера определяется ценой. В случае ориентации на качество оказываемой услуги, наибольший вес будут иметь репутация компании и рекомендации.
В большинстве соглашений об аутсорсинге поставщик услуг обязуется обеспечивать уровень затрат, не превышающий затрат клиента на выполнение этой работы, но ставит перед собой цель поддерживать обслуживание на более высоком, чем у клиента, уровне, хотя и не обязательно конкурентоспособном.
- Выбор аутсорсинговой компании зависит от специфики заказчика, - говорит Дмитрий Павлоцкий, член правления компании "Дреес и Зоммер", специализирующейся на услугах проектного менеджмента, консультациях по недвижимости и инжиниринге. - Зарубежные партнеры хотят быть уверенными, что в России они получат такой же качественный стандарт услуг, как в любой другой стране.
Есть клиенты, которым важна география деятельности аутсорсера с точки зрения большей адаптации в той или иной стране. Многие приходят к нам, потому что доверяют пунктуальному менеджменту "Made in Germany" больше, чем англо-американскому. Встречаются и фирмы, которые тщательно просчитывают и сравнивают конечный экономический результат услуг с их стоимостью.
Однако просчитать эффективность аутсорсинга в части снижения издержек можно только там, где хорошо поставлен учет затрат и существует возможность определить экономическую эффективность работы не только подразделений, но и отдельных деловых процессов. Кроме того, надо учитывать косвенную экономию за счет снижения непроизводственных потерь времени управленцев, сокращения расходов на устранение нареканий к результатам работы и пр.
Кризис не помеха
В "Дреес и Зоммер" отмечают, что сложившаяся экономическая ситуация способствовала оздоровлению рынка аутсорсинговых услуг, так как заказчик может выбирать, во-первых, качество, а во-вторых, больший, чем у конкурентов, набор услуг по рыночным ценам.
Поэтому провайдеры, имеющие выработанный комплекс услуг, оказались в более выигрышном положении, тем более что услуги, как правило, формировались исходя из потребностей заказчиков.
Например, в "АвторитетЪ-Консалтинг" сознательно отказались от количественного наращивания клиентской базы бухгалтерского обслуживания, а, проведя маркетинговые исследования среди многочисленных к тому времени заказчиков, пошли по пути расширения спектра предоставляемых услуг.
Сейчас в ассортименте компании - бухучет, юридические услуги, маркетинг и реклама, кадровое делопроизводство, в том числе аутстаффинг, IT-аутсорсинг. В результате при очень скромном штате сотрудников компания-заказчик получает полное сервисное сопровождение бизнеса, при этом не формируя бухгалтерию, юридический или финансовый отдел. Этими услугами с выгодой для себя пользуются более 70 малых и средних фирм разных отраслей.
Несмотря на влияние финансового кризиса и спад оборотов, в аудиторско-консалтинговых компаниях отмечается рост обращений, обусловленный увольнением персонала и потребностями в оптимизации бизнес-процессов.
- Аутсорсинг может стать мощным антикризисным инструментом, - уверяет Александр Батушанский. - Он позволяет делать компанию более гибкой в части контроля издержек, что в свою очередь является важнейшей составляющей антикризисной политики компаний.
Со своей стороны, опытные провайдеры вывели на рынок новые услуги, востребованные в изменившихся экономических условиях. В компании "Дреес и Зоммер" разработан пакет предложений, который позволяет клиентам по-новому оценить проблемные активы.
К ним сегодня относятся нерентабельные участки, проекты, остановленные на стадии проектирования и строительства, построенные и не введенные в эксплуатацию объекты, а также эксплуатируемые, предназначающиеся под снос.
Для каждой из этих категорий разработан стандартный сценарий, позволяющий за счет анализа сильных и слабых сторон той или иной стратегии выбрать оптимальную концепцию для проблемных активов. К примеру, для недостроя важными вопросами являются выбор, тендер и мониторинг эксплуатационных служб на время консервации.
В целом, соглашаются специалисты аутсорсинговых компаний, экономическая ситуация заставила обратить внимание руководителей на новые формы организации работы, которые, как оказалось, помогают компаниям удержаться на плаву и гибко реагировать на изменения рынка.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Алексей Зубов, коммерческий директор ООО "Чимни":
- С аутсорсингом я впервые познакомился в 1998 г. на заводе "Форд-Всеволожск", где инженерное оборудование, в том числе системы вентиляции, обслуживали не подразделения предприятия, а аутсорсеры - тогда это было новым для российских компаний и непривычным.
Сегодня мы сами привлекаем дополнительный персонал по договорам аутсорсинга для выполнения масштабных работ.
Кроме того, вот уже несколько лет на аутсорсинг переданы функции бухгалтерии. "АвторитетЪ-Консалтинг" является, по сути, главным бухгалтером, аудитором и юристом для фирмы.
Специалисты фирмы полностью отвечают за правильность и своевременность финансового учета и налоговой отчетности, представляют интересы компании в налоговых органах и арбитражном суде. При этом мы никак не зависим от "личного фактора", отпуска или увольнения своего работника.
Надо отметить, что комплексные услуги по договору аутсорсинга соизмеримы с содержанием бухгалтера и даже ниже, если учесть высокую квалификацию работающих с нами специалистов.