Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России
Стройка в потемках
Недвижимость и строительство СПб, N28 от 27.01.2008
Рынок стройматериалов изучен слабо. Консалтинговые компании не часто получают заказы на исследование этой отрасли, а приступив к работе, сталкиваются с серьезными проблемами.
Оценочные данные самих производителей (по емкости рынка, темпам роста, доходности бизнеса и т.д.) зачастую не совпадают. Большинство цифр не опирается на серьезную аналитику.
"Строители и производители стройматериалов особо не утруждают себя изучением отрасли, только очень крупные игроки периодически заказывают профессиональные маркетинговые исследования, - говорит Александр Батушанский, генеральный директор консалтинговой компании "Решение". - Что же касается государственной статистики, то она не полно отражает состояние рынка. Во-первых, под отчетность попадает лишь часть компаний, во-вторых, сама система классификации стройматериалов устарела.
К сегменту стеновых материалов, например, относятся кирпич, ячеистые бетоны и др. Однако рынок газо- и пенобетона нужно рассматривать отдельно. Еще более показательна ситуация со сборными ЖБИ. При оценке рынка учитывают как производство товарной продукции (включая трубы, колодцы и т.д.), так и мощности домостроительных комбинатов. В результате ни те ни другие фирмы не могут опираться на эту статистику".
Компаний, имеющих опыт серьезных исследований на рынке стройматериалов, немного: "Решение", "Балт-Аудит-Эксперт", Abarus Market Research, "Бизнес Порт", Петербургский строительный центр и некоторые другие. Но при этом нет масштабных и комплексных работ, которые дали бы цельную картину отрасли.
Попытка объединить усилия впервые была сделана в прошлом году, когда на заседании городского правительства встал вопрос о необходимости подготовки программы развития стройиндустрии. Комитет по строительству сейчас сотрудничает с несколькими крупными консалтинговыми компаниями, пытаясь интегрировать их данные.
В скором времени эту работу обещают завершить. Мы попросили специалистов оценить ситуацию в отрасли и перспективы подобного исследования.
Мнения экспертов
Александр БАТУШАНСКИЙ, генеральный директор консалтинговой компании "Решение":
- Государственная статистика хромает, а производители пока не готовы обмениваться данными. Нужны рычаги саморегулирования. В некоторых сегментах рынка ситуация начала меняться. Так, производители товарного бетона наконец-то стали раскрывать информацию об объемах отгрузки, что позволяет с наименьшей погрешностью оценивать этот рынок.
Потребность в таких исследованиях давно назрела. Причем сами предприятия-изготовители нуждаются в точной оценке рынка, чтобы корректировать текущую работу и формировать долгосрочные бизнес-планы.
Существует множество методов оценки. Самый простой способ - так называемое кабинетное исследование, когда специалисты анализируют данные из разных свободных источников. По этому пути идут многие компании. Но чтобы получить максимально достоверные сведения, нужно поработать "в поле".
Рынок стройматериалов - один из самых сложных для оценки. Здесь есть много товарных заменителей. Чтобы просчитать объемы потребления и сделать долгосрочный прогноз, нужно представлять, какие именно материалы и технологии предпочтут проектировщики. И город в этом вопросе мог бы помочь, если бы регулярно обновлял данные по объемам строительства и распределению технологий с учетом конкретного этапа работ.
Тяжелее всего прогнозировать сферу инфраструктурного строительства. В то же время именно на этот сегмент приходится 30-40% потребления основных стройматериалов (щебня, песка, металла, бетона).
Говорить о дефиците стройматериалов как таковом не приходится. Случаев, когда объект не сдали вовремя из-за их отсутствия, не было. Однако существует понятие локального дефицита, когда местные предприятия не в силах удовлетворить все потребности рынка. Тогда материал либо ввозят из других регионов, либо ищут ему замену (если она существует).
Но это, в свою очередь, может сказаться на себестоимости строительства. К тому же не всегда дефицит связан с нехваткой мощностей. Например, основные проблемы в сфере поставок нерудных материалов объясняются логистическими трудностями. Нужны соответствующие приемные мощности, которых зачастую не хватает.
Недавно по заказу Группы ЛСР мы делали прогноз потребления стройматериалов в Петербурге и области и пришли к выводу, что дефицит в некоторых сегментах действительно может возникнуть, если не строить новых заводов. Поэтому необходимо также оценивать плановый объем инвестиций в отрасль. Например, строительство нового цементного завода в Ленобласти полностью покроет спрос на местном рынке.
Маркетолог-аналитик ЗАО "Бизнес Порт":
- На рынке стройматериалов, бесспорно, существует информационный вакуум. Маркетинговые исследования, проводимые строителями и поставщиками стройматериалов, неполноценны и ориентированы на узкие сегменты.
Профессиональные отчеты, опирающиеся на данные разных участников рынка и открытые источники, содержат более точную информацию, но и она отражает только общие границы рынка, а не его конкретные количественные характеристики.
Особые сложности возникают при исследовании несформированных сегментов, а также рынков с высокой долей монополизации или дефицита. Каждый производитель пытается либо приукрасить свой бизнес, либо приуменьшить его объемы, чтобы не привлекать внимание. Самый тяжелый случай в нашей практике был с оценкой объема потребляемого щебня. Тогда мы столкнулись с открытым физическим противодействием.
На наш взгляд, сегодня дефицита цемента и нерудных материалов не существует. Есть возрастающий спрос на эту продукцию и соответственно повышенная цена, включающая в себя стоимость доставки из-за рубежа или других регионов.
Мы считаем, что вполне реально прогнозировать объемы потребления основных стройматериалов на пять - семь лет.
Ирина БЕЛИНСКАЯ, генеральный директор Петербургского строительного центра:
- Семь лет назад по заказу Комитета по строительству Петербурга с участием ОАО "ПИ-2" Госстроя России мы исследовали развитие рынка стройматериалов. Это была очень непростая работа. Далеко не все производители готовы раскрывать информацию. Я согласна, что рынок нуждается в комплексном изучении. Но чтобы получить максимально достоверные сведения, нужно, чтобы заказчиком исследования выступил город. Причем требуется бюджетное финансирование.
Это не должен быть разовый проект. Нужен постоянный мониторинг ситуации в отрасли. В городском же Комитете по строительству в отличие, кстати, от областного нет даже отдела стройиндустрии. Проблема еще и в том, что эту отрасль невозможно изучать в масштабе города или области. В советское время существовали целые институты, которые аккумулировали информацию в сфере производства стройматериалов по всем регионам. И тогда получалась объективная цельная картина. Сегодня таких данных нет. В итоге в некоторых отраслях существует дефицит, в других - переизбыток продукции. Не владея информацией о рынке, многие производители дублируют другу друга. В целом приходится констатировать дисбаланс спроса и предложения.
Вера НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям ABARUS Market Research:
- Крупные предприятия склонны завышать объемы своего выпуска, чтобы произвести должное впечатление на инвесторов, а мелкие - занижать, избегая ответственности перед налоговыми органами.
Особенно сложно оценивать отрасли, в которых задействовано множество мелких фирм: производство пенобетона, оконных блоков, межкомнатных дверей, паркета и т.д. Погрешность статистических данных составляет от 50 до 300%.
Трудно проводить оценку и тех промышленных предприятий, продукция которых имеет разные сферы применения. Например, ламинированные древесные плиты могут использоваться не только в качестве напольного покрытия, но и для отделки стен. И таких примеров очень много.
Вычислить дефицит в реальных рыночных условиях довольно сложно, поскольку трудно оценить отложенный спрос. Косвенным признаком наличия дефицита служат растущие цены, особенно в пиковые сезоны. Для рынка цемента это характерно, поэтому факт дефицита можно констатировать с большой уверенностью.
Что же касается количественных показателей - нужны глубинные расчеты, изучение эластичности спроса по цене, выяснение количества заявок от строительных организаций, отклоненных цементными заводами, а также выявление тех частных застройщиков, чьи проекты были заморожены из-за роста цен. Все это очень трудоемкие инструменты.
Экспертный опрос поможет мало, так как участники цементного рынка (производители, поставщики и строители) отстаивают собственные интересы, когда речь заходит о ценах.
Среднесрочный прогноз развития промышленности стройматериалов сделать можно. Конечно, будут погрешности, но в целом для принятия инвестиционных решений по ряду строительных материалов (цементу, бетону, ячеистому бетону, листовому стеклу, кровельным материалам и др.) таких цифр вполне достаточно.