Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

17 лет успешной работы на рынке
Более 400 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Производители металлоконструкций в период спада

Владимир Сократилин, исполнительный директор ЗАО "Решение"
"Стройметалл", N 7 от 22.01.2008

Высокий уровень рентабельности предприятий строительной отрасли и растущий спрос на строительные металлоконструкции обеспечивал предприятиям-производителям высокую рентабельность и достаточно устойчивое финансовое положение. 
Объем российского рынка строительных металлоконструкций за 2007 г., выпущенных предприятиями-производителями и собранных непосредственно на строительных площадках, оценивается экспертами при близительно в 5 млн тонн. На этом рынке в России работают свыше тысячи предприятий изготовителей, однако к числу наиболее крупных относят обычно не более десяти. 

Кризис в строительной отрасли самым непосредственным образом скажется и на производителях строительных металлоконструкций. В настоящее время еще невозможно представить точный количественный прогноз изменения ситуации на рынке металлоконструкций, однако качественный прогноз можно дать. 

Влияние кризиса ожидается по следующим направлениям: 
снижение спроса на строительные металлоконструкции;
изменение структуры спроса; 
снижение цен на продукцию производителей металлоконструкций. 
Снижение спроса на строительные металлоконструкции будет определяться общим уменьшением объемов строительства, вызванным как нехваткой cредств для начала строительства новых объектов, так и, вероятно, задержкой ввода части уже строящихся объектов. Кроме того, строительные компании будут способны закупать у производителей металлоконструкции только при условии значительных отсрочек платежей. Это будет способствовать увеличению дебиторской задолженности компаний-производителей.

Изменение структуры спроса на металлоконструкции будет определяться особенностями финансирования строительными компаниями объектов строительства. Можно ожидать сохранения спроса в тех областях строительства, в которых финансирование ведется из государственного бюджета или за счет собственных средств заказчика. К таким объектам можно, прежде всего, отнести сооружения инфраструктуры и промышленные предприятия. Хотя строительство предприятий по производству строительных материалов, которое финансируется, как правило, из заемных средств, в условиях кризиса строительной отрасли будет, вероятно, приостановлено. Спрос на металлоконструкции, используемые в жилищном строительстве, в строительстве офисной недвижимости, торговой не движимости и других объектов, финансируемых преимущественно из заемных средств, значительно снизится. 

Цены на строительные металлоконструкции в условиях снижения спроса и уменьшения рентабельности на строи тельном рынке также начнут снижаться, уменьшая рентабельность производства металлоконструкций. Частично этот процесс будет компенсироваться снижением цен на металл как на российском, так и на мировом рынке. Однако сохранить прежний уровень рентабельности компании производители не смогут. 

Таким образом, компании - производители строительных металлоконструкций должны готовиться к уменьшению объемов заказов, увеличению сроков оп латы и снижению цен. Чтобы пережить этот сложный период, им необходимо ввести режим жесткой экономии, оптимизировать расходы и подготовить производство к изменению структуры спроса. Предприятия, которые переживут этот кризис, смогут воспользоваться всеми преимуществами, которые предоставит им увеличивающийся спрос на металлоконструкции со стороны быстро растущего после кризиса строительного рынка.

В целом, с учетом сложившейся высокой маржинальности и низкого уровня долговой нагрузки в отрасли вследствие значительного роста цен на металлоконструкции в "докризисный период", можно говорить о высокой степени готовности предприятий к кризису, в особенности крупнейших из них.