Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России
Программное заявление
Промышленно-строительное обозрение N 112 от 27.10.2008
Об основных направлениях проекта «Программы развития предприятий, производящих строительные материалы, на период 2008-2015 годы», разработанной по заказу городского правительства, рассказал начальник методического отдела юридического управления Комитета по строительству Санкт-Петербурга Игорь Шикалов.
- Документ включает в себя семь разделов, определяющих стратегию развития отрасли.
I раздел - «Информационно-аналитическое сопровождение инвестиционно-строительной деятельности и индустрии строительных материалов» - предполагает проведение анализа потребности в строительных материалах, мониторинг производства и ввоза основных строительных материалов, конструкций и изделий. Полученные сведения станут основанием для формирования и внедрения специализированной базы данных по новым эффективным строительным материалам и технологиям. Без аналитики и мониторинга рынка мы вряд ли сможем принять действенные меры регулирования, отметил Игорь Шикалов.
II раздел - «Внедрение экономичных, ресурсосберегающих и экологически безопасных проектов и проектных решений». Это направление рассчитано на актуализацию и разработку типовых проектов жилых и общественных зданий, создание архива таких проектов.
III раздел - «Разработка и внедрение новых конструктивных решений, эффективных строительных материалов». Мероприятия этого раздела направлены на создание банка данных эффективных строительных материалов, обеспечение государственной поддержки разработки и внедрения стандартов и норм качества строительных материалов, изделий и конструкций саморегулируемыми организациями и отдельными юридическими лицами. Очень важно, чтобы проектные решения основывались на использовании инновационных технологий и материалов.
IV раздел - «Организация и управление использованием бюджетных средств в строительстве» - направлен на отбор типовых проектов для бюджетного строительства и внедрение стандартов управления качеством по проектам, финансируемым из средств бюджета.
V раздел - «Организация транспортной инфраструктуры снабжения строительного комплекса строительными материалами и конструкциями». Работа в рамках раздела предусматривает анализ логистических возможностей транспортной инфраструктуры города (морского, речного портов, ж. д.) по снабжению строительных площадок материалами. На основе этих сведений разрабатывается программа развития и реконструкции транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга с целью эффективного обеспечения доставки строительных материалов и конструкций.
Немаловажным является и подготовка предложений по резервированию земельных участков для размещения предприятий строительного комплекса и перебазирования производств, расположенных в центральных районах Санкт-Петербурга.
Следующий раздел - «Государственное влияние при ценообразовании на продукцию стройиндустрии».Задачами этого этапа являются участие в переговорах по заключению долгосрочных договоров на поставки крупных партий строительных материалов между региональными предприятиями и зарубежными поставщиками, создание рабочей группы по организации взаимодействия с субъектами Северо-Запада по размещению предприятий стройиндустрии в целях обеспечения Санкт-Петербурга строительными материалами и изделиями.
VII раздел - «Решение кадровой проблемы, создание и использование возможностей «кадровых» технопарков». Этот вопрос предлагается решать путем разработки программы подготовки и профессиональной переподготовки кадров в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования, создания и использования возможностей «кадровых» технопарков.
Прогноз объемов наличия площадей в 2007 - 2015 гг., тыс кв.м
Стратегия развития предприятий стройиндустрии основана на прогнозе объемов строительства до 2015 года. В ходе подготовки документа были определены потенциальные объемы строительного производства, не только за счет бюджетного финансирования, но и за счет частного капитала, учтены инвестиционные проекты будущего.
- Программа представляет собой уникальный документ, который сможет оказать влияние на дальнейшее развитие предприятий стройиндустрии Петербурга и Ленобласти, на состояние строительного рынка в наших регионах. Стройкомплексы наших, так близко соседствующих субъектов тесно взаимосвязаны, и конструктивное сотрудничество в области производства строительных материалов, их распределения, использования, развития локальных рынков чрезвычайно важно, - поддержал коллегу руководитель отдела стройиндустрии Ленобласти Георгий Вязников.
Несомненно, большой интерес для власти и бизнеса представляет направление, предполагающее мониторинг и анализ деятельности предприятий стройиндустрии.
Отслеживать ситуацию с производством стройматериалов областным властям и проще, и сложнее. С одной стороны - большая часть предприятий, производящих стройматериалы, расположена в Ленобласти, с другой - управляется она семью петербургскими холдингами.
Чтобы создать объективную картину, скажем, по объемам производства продукции, ценовой политике, надо регулярно получать сведения от компаний, а это весьма непросто. На территории области остается 30-35% всех производимых строительных материалов. Однако этими ресурсами пользуются не только региональные предприятия. Примерно 48-52% объемов строительного производства выполняется 48-50 сторонними строительными организациями, которые не зарегистрированы ни в городе, ни в области. Соответственно, они выпадают из всех отчетов по потреблению стройматериалов.
Участники обсуждения в целом приняли программу положительно. И это понятно: документ готовился при непосредственном участии представителей предприятий стройиндустрии.
- В целом наши специалисты хорошо оценивают программу: свое детище всегда близко. Мы надеемся, что документ будет полезен и бизнесу, и власти, и, как следствие, городу, поскольку направлен на стратегическое развитие отрасли, - считает заместитель генерального директора по развитию АО «Ленстройдеталь» Дмитрий Шолохов. - Особенно важно то, что в ней последовательно рассматриваются вопросы внедрения новых материалов и инновационных технологий.
- Мы сотрудничаем с коллегами из разных регионов, и с уверенностью могу сказать, что не только подобной программы, но даже попыток каким-то образом взаимодействовать и управлять развитием отрасли стройматериалов я не наблюдал, - констатировал управляющий ОАО «Победа ЛСР» Сергей Бегоулев. - И такие действия администрации города не могут не радовать. Программа в целом актуальна и действительно затрагивает важные отраслевые проблемы. Известно, что у нас в России промышленность стройматериалов по уровню технологического развития существенно отстает от достижений европейских производителей.
Мне кажется необычайно важным, что в программе учтены вопросы перебазирования предприятий, предоставления им земельных участков. Мы сами заинтересованы в передислокации, ведь обычно эта процедура сопутствует модернизации, внедрению инноваций. И направления программы будут способствовать их решению.
- Тот факт, что, наконец, родилась такая программа, очень радует, - поделился вице-президент Ассоциации профессиональных управляющих, генеральный директор «Новейшие технологии строительства» Олег Ляшов. - До определенного времени в нашей стране государство и рынок существовали отдельно друг от друга. Сегодня очевидна необходимость в сотрудничестве власти и бизнеса, в грамотном регулировании рынка. И программа, как мне кажется, предполагает объединение усилий в дальнейшем развитии отрасли.
- Хочу поставить отличную оценку разработчикам, - сказал управляющий ОАО «Гранит-Кузнечное» Василий Кострица. - Правительство города весьма основательно подошло к определению стратегического курса отрасли. Документ учитывает все аспекты развития промышленности стройматериалов. И по большому счету придраться здесь не к чему.
- Особенно нас заинтересовал пункт программы, посвященный внедрению экономичных, ресурсосберегающих, экологически безопасных проектов и проектных решений, - рассказал управляющий ОАО «ПО «Баррикада» Дмитрий Смирнов. - Это направление для города очень актуально. При массовом строительстве без стандартных проектных конструктивных решений не обойтись. Это позволяет сокращать сроки, снижать себестоимость возведения зданий. Сейчас же ситуация противоположная, ее можно охарактеризовать как «вакханалию проектов»: почти каждое здание в городе проектируется индивидуально, что сказывается на сроках и стоимости. Когда город строил 1,5 млн кв. метров, это еще было возможно. Сейчас в планах строительство от 3 до 5 млн кв. м жилья, объектов инфраструктуры. Если не создавать базу проектов повторного применения, высокие темпы невозможны. Ведь основные сложности сейчас происходят на этапе проектирования и согласования.
- Программа в Петербурге разработана своевременно, - высказал свою точку зрения генеральный директор ЗАО «Решение» Александр Батушанский. - Ведь не только в нашем городе, но во всей России планируются объемы строительства, за которыми стройиндустрии будет сложно угнаться. Уже сейчас мощности многих предприятий загружены на 100%. Поэтому направления программы, касающиеся поддержки и создания новых производств, развития логистики необходимы.
Не менее важны информационное сопровождение и мониторинг. Не все компании занимаются прогнозированием, изучением рынка и адекватно реагируют на спрос. В результате возникают дефицит и перепроизводство.
К сожалению, госстатистика плохо отражает ситуацию, в том числе и потому, что не все предприятия отчитываются и предоставляют корректную информацию. А понимание того, сколько требуется стройматериалов городу сейчас и через пять лет, бизнесу необходимо: цикл строительства и ввода мощностей соответствует этому же периоду.
Без участия государственных структур города и области эту задачу вообще невозможно решить: крупные стратегические проекты нередко реализуются за счет федеральных средств. И потенциальная потребность в стройматериалах на этих объектах не известна. А это важно знать, чтобы развивать бизнес.
Однако и сами разработчики отмечают, что при формировании аналитической составляющей программы им пришлось столкнуться с изрядным количеством сложностей. Основная из них - бизнес по-прежнему не желает делиться сведениями о положении дел на предприятиях
и планах развития.
- Для того чтобы реализовать программу на высоком уровне, необходимо иметь хорошую базу производителей стройматериалов и потребителей их продукции - подрядных компаний, застройщиков, инвесторов и т. п., - говорит Георгий Вязников. - Однако эта информация, столь необходимая стройкомплексу, достается очень сложно. Комитет по строительству Ленобласти наблюдает 91 предприятие, из которых только 40-60% предоставляют сведения. Поэтому получить полную картину ситуации, сложившейся в отрасли, проблематично.
- Я не увидел, каким образом программа учитывает процессы, протекающие сейчас в сфере строительства и производства стройматериалов, - создание СРО, вступление в действие закона «О техническом регулировании», - заявил исполнительный директор ЗАО «Метробетон» Михаил Бизяев. - Колоссальная работа, проведенная разработчиками программы, может не дать должного эффекта, пока не станет ясно, каким образом будут работать СРО в Петербурге и Ленобласти, какими нормами и стандартами будут руководствоваться. Это в программе не отражено.
- То, что в программе предусматривается проведение мониторинга земельных ресурсов, абсолютно правильно, - высказался заместитель директора «Союзпетростроя» Евгений Каплан. - Ведь у всех развивающихся предприятий одна проблема - им нужна земля для расширения производства. А для этого у них нет административных и финансовых ресурсов.
Пока нет законов, регламентирующих комплексное освоение территории. Производители уже устали ждать, когда администрация города распорядится об использовании промышленных зон. Это очень выгодное направление в девелопменте, и у нас много заявок и предложений от крупных иностранных инвесторов, заинтересованных в размещении производств по выпуску стройматериалов.
Еще одно важное направление программы - поддержка предприятий за счет размещения госзаказа на стройматериалы. Производителям, намеревающимся выйти на рынок, необходимо помогать. В том числе за счет административного ресурса - содействия чиновников при проведении переговоров потенциальных заказчиков и поставщиков. Когда за столом переговоров представители бизнеса и власти, разговор более продуктивен, особенно с западными фирмами.
Наибольший энтузиазм участников круглого стола вызвали две наболевшие проблемы: с кадрами и логистикой. Ситуацию с доставкой стройматериалов комментировали практически все участники круглого стола. Общую точку зрения сформулировал Михаил Бизяев:
- Когда мы говорим, что в ближайшие 5-6 лет ожидается рост объемов строительства и, соответственно, потребления стройматериалов, мы должны понимать, что существующий транспортный парк этого просто не осилит. Проблемы с транспортировкой материалов возникают постоянно, особенно в сезон. В Петербурге действуют около 150 бетонных узлов. Их совокупная мощность превышает потребности рынка минимум в 3-4 раза. Но скорость перемещения миксера в пределах города составляет 7-8 км в час.
Неразвитая логистика - самая актуальная проблема. Причем при предусмотренном программой выводе производств за пределы города она только возрастет.
- Раздел программы, касающийся развития логистики, хорош, - подвел итог управляющий ОАО «Гранит-Кузнечное» Василий Кострица. - Но считаю необходимым отметить, что программа должна быть увязана с Генеральным планом развития города. Ведь все мы хотим, чтобы цены на стройматериалы не росли, а перенос производств в промзоны сразу приведет к удорожанию их продукции.
Раздел программы, касающийся решения кадровой проблемы, также вызвал особую заинтересованность. Участники обсуждения согласились с точкой зрения Сергея Бегоулева: предприятиям сложно решать проблему без поддержки города.
- От того, насколько квалифицированно применяются стройматериалы, насколько персоналом соблюдаются технологии использования, в значительной степени зависит и потребность в материалах, - убежденпредставитель национальной федерации профессионального образования Юрий Панибратов. - Один из способов решения проблемы подготовки специалистов - создание строительных технопарков, где молодые люди могли бы обучаться рабочим специальностям, специалисты среднего звена -повышать квалификацию, инженерно-технические кадры - проходить аттестацию. Первый технопарк уже создается на базе индустриально-технического колледжа. Правительство Петербурга выделило на эти цели 16 млн рублей. Мы надеемся, что и производители стройматериалов примут участие в проекте.
- Система профтехобразования, которая в советское время была хорошо развита, сейчас не соответствует потребностям рынка, - отметил Василий Кострица. - Квалифицированных рабочих не хватает, даже несмотря на то, что условия труда изменяются в лучшую сторону. Одной из возможностей решить кадровые проблемы является использование иностранной рабочей силы. Однако сегодня законодательство в части установления квот мешает развитию стройиндустрии. Считаю, что существующие нормы необходимо менять. Если цивилизованно заниматься приглашением иностранных рабочих, то это нормально - весь мир так работает. Главное, чтобы всё было законно - и в части оформления, и в части отчисления налогов.
- Подготовить кадры нетрудно, - уверен Олег Ляшов. - Сложность заключается в том, что нет механизмов защиты специалистов, которые приходят на работу. Не каждый работодатель понимает, как надо себя вести. Отсутствует этика взаимоотношений между работодателем и рабочим. Всё это приводит к кризису на рынке труда.
- Дело не только в подготовке кадров, - согласен Евгений Каплан. - Людей можно обучить если не в профтехучилищах, то непосредственно на рабочих местах. И дело не в уровне оплаты. Предприятия стройиндустрии в борьбе за кадры должны быть конкурентоспособны по условиям труда. А сейчас на заводах не выполняются элементарные требования по охране и условиям труда. Если создавать новые промзоны и предприятия с хорошими условиями труда, с высокотехнологичными производствами, то тогда и кадры пойдут. И проблем не будет.
В стройиндустрии города и области множество сложностей. И, вероятно, не все из них нашли подробное отражение в проекте программы, представленной на обсуждение участникам рынка. Однако ее можно считать первым и очень важным совместным шагом бизнеса и власти к решению задач отрасли.
- Несомненно, программа не должна оставаться догмой. Убежден, что далее, вместе с развитием экономики и строительного производства, потребуется корректировка отдельных направлений, - прогнозирует Георгий Вязников. - Программу следует рассматривать не как документ, благодаря которому всё резко изменится, а как инструмент, который позволит нам разобраться в положении дел в наших регионах.
- Не стоит сейчас в программу внедрять решение абсолютно всех проблем, от которых хочется избавиться в сфере строительства и производства стройматериалов, - считает Александр Батушанский. - В некоторых случаях это практически невозможно. Хотя бы в части взаимодействия с монополиями. Надо, чтобы программа была реалистичной. Чем более она будет направлена на решение понятных узких задач, которые по силам городу, тем она будет эффективней. Так что не стоит ее расширять. Лучше конкретизировать. И те подпрограммы, которые предполагается создать, должны быть четкими.
- Мы создали методический документ, учитывающий все аспекты экономического и правового развития отрасли, - завершил обсуждение Игорь Шикалов. - Он обеспечит снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на производство строительной продукции и стройматериалов за счет внедрения прогрессивных технологий, а также рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на строительство. И в этом смысле программа необходима и бизнесу, и власти, и городу.