Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

Более 20 лет успешной работы на рынке
Почти 500 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Правила хорошего тона

Спец. приложение "КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ"
Деловой еженедельник "ЭКОНОМИКА И ВРЕМЯ" N 43 (727) от 17.11.2008

Как вести себя HR-специалисту при увольнении сотрудника

Для профессионалов в сфере HR время сейчас горячее. Чего ждать - подчас непонятно. То ли указания собственника о сокращении персонала, то ли об удержании любой ценой "самых-самых", то ли фразы "мы больше в ваших услугах не нуждаемся". Но есть несколько правил, которые помогают сохранить лицо. 
И свое собственное, и компании... Не торопитесь махать шашкой. 
В сложных условиях решения не терпят отлагательства. Но в отношении персонала они обязаны быть хорошо взвешенными. Уволить быстро и без сантиментов можно. Но стоит ли это делать? Ведь рубить канат гораздо проще, чем его сплетать... 
Специалисты уверены, что расставаться с сотрудником "завтра" нужно только в том случае, если есть полная уверенность: оставаясь, он будет безусловно вреден. Но даже тогда лучше предложить взять отпуск с последующим увольнением (т. е. дать ему возможность найти работу). Во всех других стоит семь раз отмерить и только один - отрезать... 

Из официальных источников 

Если решение об увольнении сотрудника принято окончательно и бесповоротно, ему об этом нужно во-время сообщить. Стоит 
озвучивать лишь официальную версию, но если есть и другие причины, с человеком, который увольняется, их лучше обсудить. Причем стоит начать с предложения самому назвать поводы, которые могли стать основанием для расставания. 
Кулуарные разговоры и сплетни грамотный HR-специалист должен сразу пресекать, и если обиды и недовольство нужно обязательно выплеснуть, то лучше взять нелегкую роль утешителя на себя. Надо стараться оставить у увольняемого хорошие воспоминания о работе в фирме - они обязательно найдутся. 

Разойтись по-доброму 

Когда человек уходит, лейтмотивом должна быть фраза "мы расстаемся с тобой, но все равно ценим и благодарны за то, что ты сделал в компании". Даже если это не совсем так (а иногда - и совсем не так), сказать ее увольняемому будет нелишним. 
Ведь не исключено, что ваши профессиональные пути еще пересекутся. Тем более если сотрудник действительно представляет собой ценность как специалист, выполнял важную работу и получил опыт решения каких-либо вопросов. Ведь иногда только по прошествии времени понимаешь, какие неоценимые практические навыки в той или иной фирме ты получил, и насколько та работа способствовала профессиональному росту и личностному развитию. 
Для HR-менеджера всегда найдется нечто полезное, на что стоит обратить внимание увольняющегося сотрудника. Да и сохранить добрые личные отношения тоже полезно. 
Конечно, для обеих сторон увольнение имеет элементы негатива. Но надо понимать: любая работа предполагает выполнение определенных правил игры. 
Если сотрудника что-то не устраивает, он имеет право попытаться изменить ситуацию, активно об этом заявляя. Или уволиться, если не хочет или не может этим заниматься. Когда что-то не устраивает предприятие, оно тоже имеет право уволить работника, предварительно попытавшись решить проблему. 
При увольнении нередко случается, что покинувший фирму не по своей воле сотрудник начинает распро-странять о ней отрицательную информацию. 
Относиться к этому надо спокойно: это нормальная эмоциональная реакция на неудачу. К тому же то, что плохо для одного, может быть вполне приемлемо и желательно для другого специалиста. Имидж компании как работодателя, конечно, может пострадать, но вряд ли из-за единичного случая ему будет нанесен заметный ущерб. Но все равно надо постараться расстаться по-доброму. 

Мнения специалистов 

Оксана Почтивая
директор департамента подбора персонала компании AVANTA Personnel: 

- Происходящее на российском рынке труда - это кризис "белых воротничков", практически не затрагивающий интересов квалифицированных рабочих. Да и по спросу на инженерно-технических работников, IT-специалистов пока каких-либо серьезных изменений незаметно: они по-прежнему очень востребованы. Не идет речь и о заметных сокращениях в сфере продаж ТНП. В первую очередь, если говорить о реальном влиянии последствий кризиса, можно вести речь об изменениях на рынке труда для специалистов финансовой и банковской сферы, а также инвестиций. 

Юлия Сахарова
генеральный директор HeadHunter. Сакнт-Петербург: 

- Мой совет всем участникам рынка труда - запастись изрядной долей оптимизма. Да, падение спроса на специалистов в ряде отраслей (маркетинг, HR, финансы, банки и некоторых других) есть. По сравнению с прошлым годом - на 30-40%. Но кризис имеет не только отрицательные, но и положительные стороны. Вынужденные сокращать издержки компании станут эффективнее использовать персонал - вырастет производительность труда. Зарплаты станут более реальными - снизится "температура" их "перегрева". Уволенные станут искать работу - дефицит кадров станет менее острым. Можно и продолжить... 

Александр Батушанский
генеральный директор компании "Решение": 

- Тот факт, что последствия кризиса сказываются и на сфере HR, отрицать невозможно: некоторые компании действительно сокращают персонал, пересматривают бюджеты на ФОТ и обучение. Но очевидно, что и набор кадров, и программы повышения квалификации, и реорганизации структуры фирм станут производить и в дальнейшем. С учетом обстоятельств эта работа будет сориентирована на сокращение издержек и повышение эффективности. Да и санация рынка имеет свои положительные стороны. Уверен, что настоящий профессионал не останется без дела даже в трудной ситуации...