Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России
Под крышей дома
"Эксперт Северо-Запад" N20 (368) от 19.06.2008
Финская компания Fazer Group объединяет четыре принадлежащих ей российских хлебозавода в единую структуру "Хлебный дом". В структуру войдут три петербургских завода - "Хлебный дом", "Муринский", "Василеостровский", а также московский комбинат "Звездный". В Санкт-Петербурге будет располагаться центральный офис "Хлебного дома", в Москве - региональный.
Старый новый бренд
"Цель объединения в единую операционную структуру - повышение уровня и качества услуг и эффективности нашей деятельности в целом, - говорит исполнительный директор Fazer Russia Харри-Пекка Кауконен. - Мы разъясняем позиционирование нашего бренда „Хлебный дом" на рынке. Можно сказать, что произойдет ребрендинг подразделений компании - объединение их под названием „Хлебный дом". Все наши производственные площадки будут единицами структуры „Хлебный дом". Вместе с тем не будет общей унификации производственных процессов каждого предприятия в отдельности. Унификация коснется только службы продаж, маркетинговой политики и стратегии разработки продукции".
По словам представителей Fazer, вся хлебобулочная продукция этих предприятий будет продаваться под маркой "Хлебный дом", а замороженная пицца и тесто - по-прежнему по брендом "Звездный". Кроме того, планируется расширить ассортиментную линейку товаров. "Хлебный дом" собирается наращивать свое присутствие в сегменте замороженных продуктов.
Руководство финской компании вскоре рассчитывает существенно увеличить производственные мощности объединенного предприятия, в первую очередь за счет строящегося во Всеволожском районе Ленинградской области хлебопекарного завода. "Завод во Всеволожском районе - ключевая составляющая объединенной компании", - отмечает Кауконен. Fazer инвестирует около 2,5 млрд рублей в строительство на площади 20 га хлебопекарни. Проектная мощность завода - 200−300 тонн продукции в сутки. Для сравнения: десять крупных петербургских хлебозаводов способны ежедневно производить около 800 тонн в сутки. По оценкам специалистов, всеволожское производство будет самым крупным в России.
Прибыльная Россия
По словам президента Fazer Group Карстена Слотте, Россия - важнейший регион для развития бизнеса компании. На сегодняшний день российское хлебопекарное производство Fazer растет на 39% в год. Доходы компании от бизнеса в России составляют 14% всей выручки холдинга.
Хлебопекарной деятельностью в России занимается Fazer Russia - подразделение Fazer Group (Fazer Group имеет активы в восьми странах; помимо российского подразделения в финский холдинг входят Fazer Amica и Fazer Bakeries). На сегодняшний день компания ведет бизнес по трем направлениям: производство хлебобулочных и кондитерских изделий, а также сеть кафе.
На российский рынок Fazer Group вышла в 1997 году, начав сотрудничество с петербургским "Хлебным домом". Финская компания увеличивала свою долю на предприятии, постепенно нарастив пакет акций до контрольного (сейчас она владеет 80% акций петербургского комбината). В 2002 году финский концерн приобрел Муринский хлебозавод, в 2003−м - Хлебозавод Василеостровского района, в 2005−м - крупнейшего производителя замороженной пиццы и теста в России московский комбинат "Звездный". Пятый завод решено построить с нуля в Ленинградской области.
"Домашний" рынок
Примерно год назад руководство Fazer Group отмечало, что для компании самым перспективным среди российских региональных хлебных рынков является московский. Однако стратегия развития финской компании в России изменилась в пользу Петербурга. "Северо-Запад останется для Fazer ключевым рынком, и мы верим в дальнейший рост нашего бизнеса именно в этом регионе. В отношении возможного развития интересны и другие регионы, включая Москву, - говорит Харри-Пекка Кауконен, - но Северо-Запад - наш „домашний" рынок. Здесь Fazer начал свой бизнес в России. К тому же рынок Северо-Запада очень привлекателен - мы считаем этот регион лидером в отношении потребления хлеба".
Петербургский хлебный рынок (его объем составляет 3,5 млрд рублей и около 400 тыс. тонн продукции в год) поделен между "Хлебным домом", "Караваем" и московской компанией "Черемушки". В 2006 году "Черемушки" приобрели компанию "Пекарь", контролирующую около 5% российского кондитерского рынка, и завершили покупку "Хлеба" (торговая марка "Дарница"). А в 2007 году компания приобрела также Сестрорецкий хлебобулочный комбинат. Второй по величине игрок петербургского хлебопекарного рынка - "Каравай" (уже включающий хлебозаводы "Паляница" и "Ржевка-Хлеб") приобрел в 2007 году более 40% акций хлебозавода "Заря". Таким образом, на хлебном рынке Санкт-Петербурга остался только один крупный независимый игрок - хлебозавод "Арнаут".
"Консолидация хлебного рынка - общероссийская тенденция. Что касается Санкт-Петербурга, то здесь консолидация производителей уже произошла. В таких условиях хлебобулочные компании вынуждены применять новые методы борьбы за покупателей. По-видимому, это будут повышение качества, новые рецептуры, технологии и формы торговли, - утверждает аналитик консалтинговой компании „Решение" Владимир Сократилин. - Таким образом, объединение предприятий компании Fazer - шаг правильный и объяснимый. Объединение позволит финской компании аккумулировать большие ресурсы и средства, чтобы проводить более эффективную маркетинговую политику".