"На сегодняшний день рынок консалтинговых услуг предъявляет все более высокие требования к своим кадрам, прежде всего - к руководителям среднего и высшего звена", - говорит Денис Кондрашов, заместитель руководителя департамента стратегического и инвестиционного консультирования ЗАО "МКД Партнер". Эти требования предполагают наличие как высшего экономического или бизнес-образования, так и набора специфических знаний и навыков.
По мнению Александра Батушанского, генерального директора ЗАО "Решение: консалтинг и исследования рынка", желательно, чтобы сотрудники консалтинговых компаний помимо высшего образования имели опыт работы в "реальном секторе". "Это позволяет более четко соотносить свое видение с потребностями заказчика и возможностями реализации рекомендаций", -- добавляет он.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ Консультанту, желающему повысить свою стоимость на рынке труда, доступны сертификация в одном из международных профессиональных объединений, а также дополнительное обучение. Подходящие программы реализуются ведущими бизнес-школами Петербурга. В частности, Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) предлагает популярную среди консультантов программу "Управление проектами. Международный стандарт ANSI PMI PMBOK Guide 3rd Edition". Нередко для развития лидерских навыков и делового общения консалтинговые компании направляют своих сотрудников и на различные тренинги. Получение различных международных сертификатов и аттестаций (DIPIFR,CMA, ACCA, CPA и других) является необходимым прежде всего для аудиторов и финансовых консультантов. Несмотря на дороговизну этих профессиональных сертификатов и аттестатов, в последние годы многие петербургские консалтинговые компании стали оплачивать сотрудникам их получение, но только при условии "отработки" этих инвестиций в течение трех-пяти лет.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА Современные консультанты имеют много общего (фундаментальная подготовка, знание иностранного языка, профессиональная работа с программными продуктами) с работниками управленческого и аналитического звена реального бизнеса. Но все же консалтинг (ввиду специфики конечного продукта) формирует качественные отличия от реального бизнеса. Основная задача консультантов состоит в быстром вхождении в новую проблематику, поставленную заказчиком. "Сотрудники консалтинговых компаний знают ситуацию и практикуются в различных отраслях, но в глубоком знании конкретной отрасли всегда уступают квалифицированному заказчику", -- считает Александр Батушанский. Постоянная работа в команде, ориентация на достижение конкретного результата, переговорные процессы формируют и отличительные личностные характеристики консультантов. "Навыки поведения в конфликтной ситуации, управления стрессом, самоконтроля требуются консультанту в значительно большей степени, нежели сотрудникам большинства компаний реального сектора. Личностные характеристики консультантов определяют качество отношений, поэтому крайне важны знание норм деловой этики, общая эрудиция, грамотная устная и письменная речь", -- описывает Наталья Мельникова, руководитель проектов департамента финансового и управленческого консалтинга Института проблем предпринимательства. Профессиональные консультанты приходят и из реального сектора экономики. Но гораздо чаще они туда уходят. Вчерашние консультанты нередко устраиваются в компании своих клиентов на должности директоров по развитию, коммерческих директоров, вице-президентов по стратегии. "Профессиональные консультанты востребованы не только 'реальным' бизнесом, но и государственными структурами. Однако чаще они все-таки остаются работать в компаниях, продвигающих консалтинговые услуги", -- говорит Алексей Зеленцов, региональный директор рекрутинговой компании Ascendant по Северо-Западному региону. "По моему мнению, путь в консалтинг -- это one way ticket. Если понял, что это твоя сфера, то ты уже не уйдешь. Я часто получаю предложения от компаний-клиентов занять ту или иную должность, но это всегда сужение сферы моей нынешней деятельности, мне это уже просто неинтересно", -- добавляет Ольга Чеботкова, партнер, руководитель петербургского офиса Transearch International.
ПОИСК КОНСУЛЬТАНТОВ Поиск консультантов обычно осуществляется в рамках двух стратегий: "выращивание" и "покупка". В рамках первой стратегии на ассистентские позиции принимаются выпускники ведущих вузов Петербурга, получившие системное образование в области экономики и финансов, с высокой академической успеваемостью, хорошими представлениями о бизнес-среде, аналитическими способностями и знанием иностранного, чаще всего -- английского языка. "В дальнейшем ассистент проходит адаптацию в компании, получает необходимые профессиональные навыки и специализированные знания", -- говорит Денис Кондрашов. По прошествии одного года работы ассистент становится консультантом и уже формулирует определенные управленческие решения для заказчика услуг (если речь идет об управленческом консалтинге). Период же до статуса "руководитель проекта" обычно занимает до пяти лет. В этом качестве консультант сам ведет переговоры с заказчиком и определяет для него ключевые бизнес-решения. Вторая стратегия предполагает наем профессиональных консультантов. Как отмечает Наталья Мельникова, сложность такого подхода связана в первую очередь с тем, что методы подбора стратегических, отраслевых консультантов, консультантов по общему менеджменту и консультантов по управлению персоналом принципиально разные. Тем не менее, привлечение опытных сотрудников позволяет сэкономить средства, идущие на обучение, и сразу получить готового к работе специалиста.
|