Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России
Игра в бизнес
"Эксперт Северо-Запад" N33 (381) от 25.08.2008
Государственное унитарное предприятие "Продовольственный фонд Санкт-Петербурга" (оператор правительства города на рынке) арендует у мукомольного завода "Невская мельница" помещение и приобретает его мощности. Производство мукомольного комбината в последние несколько лет было убыточным, и летом 2007 года его приобрела девелоперская компания "ПБЛ Холдинг", чтобы построить на территории завода бизнес-центры и складские комплексы. В июне 2008−го "Невская мельница" полностью остановила свое производство.
Сейчас идет процесс подписания соглашений о продаже оборудования и аренде помещений между Продовольственным фондом и владельцами мукомольного предприятия. Условия сделки иначе как сверхльготными для Продовольственного фонда не назовешь. ГУП выкупит оборудование "Невской мельницы" по балансовой стоимости за 25 млн рублей и арендует 20 тыс. кв. м площадей предприятия по ставке 10 рублей за 1 кв.м в месяц. Сговорчивость собственника, вероятно, объясняется тем, что он намерен использовать территорию комбината для реализации девелоперского проекта, а это требует тесного сотрудничества с властями.
В правительстве города заявляют, что "Невская мельница" вновь заработает уже в сентябре и будет производить муку еще полтора года. В течение этого времени Продовольственный фонд планирует построить собственный завод для хранения и переработки зерна, мощность которого будет вдвое выше и составит около 100 тыс. тонн муки в год. Генеральный директор Продовольственного фонда Сергей Вааль сообщил, что сейчас занимается поиском участка под строительство площадью 4−4,5 га, не исключая и вариант приобретения земли на вторичном рынке. Инвестиции в новый комбинат составят около 14 млн евро. Вааль рассчитывает на привлечение банковских кредитов.
В ответ на монополию
После остановки производства "Невской мельницы" рынок муки стал фактически монопольным, что могло негативно сказаться на цене сырья, а следовательно, и на цене хлеба в магазинах. Основным игроком на нем была компания "Аладушкин групп", занимающая около 75,5% рынка. "Аладушкину" принадлежат Мукомольный комбинат имени Кирова и Петербургский мельничный комбинат (общий объем производства этих предприятий - 340 тыс. тонн муки в год).
"Приход государства на рынок муки - шаг, вполне адекватный рыночным реалиям, - считает Вааль. - На рынке должна быть конкуренция, тем более что мы не зернопроизводящий регион. К тому же город не имеет не только мощностей для производства муки, но и мощностей для хранения зерна. Мы вынуждены привлекать частные компании для его хранения, вследствие чего Продовольственный фонд работает фактически себе в убыток".
По словам Вааля, приход правительства города на рынок муки является логичным продолжением политики городских властей по регулированию цен на хлеб. Пытаясь сдерживать рост цен, Смольный через Продовольственный фонд выступал в качестве поставщика сырья для мукомольных предприятий города. Они получали небольшое количество зерна по фиксированной цене и по фиксированной же цене продавали хлебопекам. Городские пекарни, в свою очередь, должны были использовать государственное сырье для производства социального хлеба. Соглашение об этом было подписано между правительством и производителями муки и хлеба в августе 2007 года.
Но это был несовершенный инструмент регулирования цен, из-за небольших объемов поставок государственного зерна не оказывавший существенного влияния на рынок. Альтернативной мерой должно стать создание конкурентной среды на рынке муки. Хлебопеки отнеслись к появлению государственной компании среди мукомолов с большим оптимизмом. "Для производителей хлеба появление еще одного производителя муки - это очень хорошо, - говорит генеральный директор „Каравая" Николай Тютюнников. - Ведь это развивает конкуренцию на рынке и благоприятно сказывается на ценообразовании". По словам первого заместителя генерального директора "Хлебного Дома" Алексея Тимченко, в Москве благодаря наличию конкуренции мука в среднем на 10−15% дешевле, чем в Петербурге.
Маловато будет
"Мотивы прихода власти на рынок муки понятны, а вот действия правительства Петербурга вызывают вопросы. Вряд ли город будет эффективным инвестором, а тем более - управляющим мукомольным комбинатом. Функция власти должна заключаться в создании условий для развития бизнеса, а не в его подмене. Правильнее было бы приложить усилия для привлечения частных инвесторов в отрасль. Появление государственного комбината на рынке не позволит создать должный уровень конкуренции и оказать понижающее давление на уровень цен на муку", - утверждает аналитик консалтинговой компании "Решение" Александр Батушанский.
Потребности петербургского рынка в муке оцениваются специалистами в 450 тыс. тонн в год. Мощности "Аладушкин групп", как говорилось, обеспечивают три четверти городской потребности. Остальное производители хлеба и мучных изделий покупают у региональных мельниц. Комбинат, который планирует построить правительство города, вряд ли сможет потеснить основного лидера мучного рынка. По мнению экспертов, он скорее минимизирует объем закупок в регионах. Кроме того, из-за увеличения производства макарон и кондитерских изделий спрос на муку ежегодно растет. Не исключена возможность, что после появления нового игрока никому из мукомолов не придется покидать рынок города.