Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

20 лет успешной работы на рынке
Более 400 успешно реализованных проектов

СтатьиРаспечатать

Целеустремленная инициатива

Андрей Бурмистров
TOP-Manager от 27.02.2008

А Вещий Олег свою линию гнул,
Да так, что никто и не пикнул...

В.С. Высоцкий

В рецептах достижения успеха предприятиями сейчас недостатка нет. Огромное множество книг и статей содержит огромное количество концепций, моделей и советов. "Видение будущего", "Стратегическое планирование", "Стратегическое позиционирование", "Развитие ключевых компетенций", "Использование базисных возможностей", "Использование динамических способностей", "Стратегия, управляемая амбициями" и т. д. и т.п.

Каждый уважающий себя специалист разрабатывает не больше и не меньше как собственную концепцию (!) создания стратегии предприятия. Но мы будем решать задачу "немножко наоборот", в духе царя Соломона, который, по слухам, сумел организовать изложение всей мудрости Александрийской библиотеки (миллионы папирусов!) в одном предложении. На полноту изучения мы не претендуем (заинтересованным лицам можем рекомендовать прекрасную книгу Минцберг "Школы стратегий"), а очень коротко рассмотрим несколько моделей стратегического управления и постараемся найти в них "общее ядро". Выбор моделей сделан нами исходя из личных субъективных предпочтений, но все избранные авторы - люди очень уважаемые. Рассматриваемые концепции широко известны и обоснованны, однако применяются значительно реже, чем могли/должны бы (скорее всего, именно поэтому успешных предприятий в общей их массе относительно немного).

Начнем мы, правда, не с модных западных (читай - американских) концепций, а с родных отечественных - с модели управления Александра Васильевича Суворова. Того самого, который не проиграл ни одного из своих 80 крупных сражений.

ПРИНЦИПЫ "НАУКИ ПОБЕЖДАТЬ" А.В. СУВОРОВА


Основные принципы, которые сам Александр Васильевич выделял как важнейшие:

Это, в современной бизнес-терминологии, "конкурентные преимущества" русской армии Суворова. Для получения таких преимуществ применялись следующие основные принципы:

Если излагать самое важное "в двух словах", получится "целеустремленность и владение инициативой". Запомним и пойдем дальше.

Д. ТРАУТ, "22 НЕПРЕЛОЖНЫХ ЗАКОНА МАРКЕТИНГА"

Первые три закона посвящены инициативе, подчиненной целям увеличения прибыльности:

N1. Лучше быть первым, чем быть лучшим, - создать такую категорию, в которой вы будете первыми.

N2. Если вы не можете стать первым в категории, создайте новую категорию, в которой вы сможете быть первым.

N3. Лучше первым войти в сознание, чем первым выйти на рынок.

Что наблюдаем? То же самое - активное воздействие на внешнюю среду: на конкурентов, на сознание потребителей и т. д. Опережение конкурентов. Владение инициативой.

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ МСКINSЕУ ОБ ИСТОЧНИКАХ СВЕРХБЫСТРОГО РОСТА

"Изучение истории около 50 компаний, достигших рекордных темпов роста объема продаж (более 100% в год), помогло нам выявить наиболее характерные источники сверхбыстрого роста:

Что подчеркивается? То же самое - целеустремленность и инициативность: сосредоточение (узкая специализация), разработка идеи, осуществление которой меняет ключевые факторы успеха в отрасли, владение инициативой самой компанией (необычные способы маркетинга) и поощрение инициативы у подчиненных (полномочия и право на ошибку - вниз).

Р. АКОФФ О "СОЗДАНИИ БУДУЩЕГО КОРПОРАЦИИ"

Основные идеи Р. Акоффа, изложенные в его книге "Сгеаting thе Согрогаting Futurе" : цель любой организации - обеспечение развития всех заинтересованных сторон. Не количественного "роста", а именно "развития", которое не зависит от ресурсных ограничений. Ориентиром для этого служит разработанный "идеальный проект", который необходим для определения того, что может и должно быть сделано нами для создания желаемого будущего сейчас. Нами самими. Именно это означает "планировать!", а не "быть планируемыми".

Снова инициатива. Снова активное влияние на внешнюю среду (как и на собственное сознание) для создания будущего.

Не реагирование на то, что происходит, а самостоятельный выбор, действия и принятие ответственности за эти действия. Именно это, кстати (по мнению древних греков), отличает свободного человека от раба.

Обобщая постановку вопроса "реагировать" или "активно влиять" на внешнюю среду, можно сказать следующее. С ростом неопределенности внешней среды приспособиться к ней становится все труднее, так как динамика и сложность изменений растут быстрее, чем возможность их прогнозирования и реагирования на них. Иначе говоря, разнообразие среды растет быстрее, чем разнообразие системы. Следовательно, способность системы к управлению собой снижается. Выход - активное влияние системы на свое окружение для формирования такой среды ("ближней внешней среды", по М. Портеру), которая будет более благоприятна к системе, чем при отсутствии такого воздействия.

Итак, подведем итог: общее ядро моделей успешного управления (в двух словах) можно сформулировать примерно так: "целеустремленная инициатива". Ясность цели плюс активность действий - то, что отличает людей, компании и страны, добивавшихся (и добивающихся!) успехов.

Примеры успешных стратегий:

Хеrох. С сороковых годов прошлого века инициативные разработки метода "сухого письма" ("ксерография": хегоs - сухой и дrарhеin - писать), оборудования, способов работы с потребителями и т.п. Преодоление технических трудностей, недоверия покупателей и скептическое отношение конкурентов. Впоследствии мировое лидерство на созданном рынке.

 

000 "Учебное видео". Первое предложение на российском рынке 4 видеофильмов для обучения менеджменту, созданных в игровой форме на российском материале (1999 год). Затем - создание новых видеофильмов, создание новой категории продукта - видеокейсов по темам "Стратегический менеджмент", "Управление персоналом", "Маркетинг и продажи" и т. д.

 

ОАО "Объединение 45" (группа ЛСР). Идея бизнеса - доставка товарного бетона за 45 минут на любую строительную площадку Санкт-Петербурга и создание компании, которая реализовала эту идею - см. статью в этом номере журнала. Сейчас компания - N 1 на рынке товарного бетона Санкт-Петербурга и Ленинградской области (28% рынка).

 

ОАО "Хлебный Дом". Опережение развития рынка; действия, казавшиеся парадоксальными: продажа в сетевых магазинах Москвы скоропортящегося товара из Санкт-Петербурга (сначала возить хлеб за 700 км казалось дикостью), введение сначала упаковки, а затем нарезки хлебных изделий, новые лотки, позволившие всем производителям хлеба в Петербурге избавиться от монополии перевозчика - "Хлеб-транса" и т. д.