Сайт визитка

Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России

Более 20 лет успешной работы на рынке
Почти 500 успешно реализованных проектов

Как GM кого-нибудь да купит, а Toyota нетРаспечатать

Как GM кого-нибудь да купит, а Toyota нет

Александр Батушанский
от 19.02.2007

Согласно планам компании Toyota Motor в 2007 г. она намерена произвести около 9,45 млн. автомобилей, что более чем на 200 тыс. больше, чем в планах у General Motors. Это означает, что GM утратит лидирующую позицию в отрасли. По нашему мнению, проблемы GM и многих других флагманов по производству автомобилей в мире (Ford, DaimlerChrysler) связаны с расфокусирововкой управленческого внимания вследствие приобретения конкурентов. Например, GM вынуждено развивать следующие марки: Chevrolet, Opel, Pontiac, Buick, Cadillac, Saab, GMC и Hummer, а компании Ford тем более не расслабиться: Ford, Lincoln, Mercury, Mazda, Volvo, Jaguar, Land Rover и Aston Martin. 


Помимо завоевания еще более сильных позиций по объему производства автомашин (своего рода вид спорта) одним из главных аргументов в сделках слияний и поглощений выступает снижение издержек. В то время как основными факторами успеха на автомобильном рынке в долгосрочной перспективе являются инновации и маркетинг. При этом инновации и маркетинг, как правило, дают коммерческий результат, если они сфокусированы на узких направлениях. Именно это невозможно обеспечить в сложившихся "тяжелых" структурах GM и Ford. Кроме того, у менеджеров и без этого хлопот хватает, есть о чем рассказать на собраниях акционеров (например, об успехах сделок по M&A). Поэтому можно предположить, что данные компании и далее будут терять свои позиции. 

В таких условиях на первые роли вышла компания Toyota, которая сконцентрировалась на развитии, по сути, только двух марок (Toyota и Lexus); марки Hino и Daihatsu в расчет можно не принимать, так как глобальных задач по их развитию не ставится (хоть объем производства Daihatsu больше, чем у "Автоваза"). Причем на вопрос о возможности приобретения Chrysler директор Toyota по Северной Америке Джим Пресс ответил, что компания не очень заинтересована в приобретении других компаний (http://www.rbcdaily.ru/2007/02/19/world/266134), тем самым еще раз косвенно подтвердив намерение фокусироваться на развитии двух марок.

Несмотря на то, что в январе текущего года глава GM Рик Вэгонир на юбилейном (100-м !) автосалоне заявил, что концерн не будет искусственно наращивать объем производства только ради статистики (http://www.autoreview.ru/archive/2007/02/detroit), верится в это с трудом. Так что наш прогноз, что в ближайший финансовый год General Motors пополниться еще какой-нибудь маркой, желательно, с объемом производства не менее 200 тыс. автомобилей, конечно. Главное успеть консолидировать отчетность, хотя бы в 2008/2009 финансовом году. 

19.02.2007
Александр Батушанский, генеральный директор ЗАО "Решение"



P.S. К слову, есть основания полагать, что владельцы легендарной марки Mercedes осознали, что развитие конкурирующих марок - это неверный путь: пытаются продать прибыльный Smart, будем надеяться, что и с Chrysler удастся расстаться (см. указанyю выше статью на rbc). А разговоры об объединении платформ для Chrysler и Mercedes будем считать черным пиаром со стороны недругов Mercedes (видимо, любители BMW :) ).