Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России
Общая информация
Холл-тест (hall-test) является специальным методом, применяемым при проведении количественных маркетинговых исследований. Основан на анкетировании респондентов по поводу уточнения их восприятия товара, услуги, названия, торговой марки, упаковки и пр. Конкретное исследование может быть отнесено к той или другой категории в зависимости от структуры и объема выборки, особенностей анкеты и порядка проведения опроса.
Во время проведения холл-тестирования респондентам сначала представляется объект тестирования, а затем предлагается заполнить специальную анкету, состоящую из стандартизованных вопросов, или ответить устно на вопросы, задаваемые интервьюером.
Холл-тесты применяются в случае, когда необходимо с помощью существующих или потенциальных потребителей протестировать новый товар, его упаковку или название в ходе его разработки, сравнить различные варианты товара между собой или с конкурирующими товарами, протестировать рекламное обращение в ходе разработки рекламной кампании. Отличительной особенностью проведения холл-теста является непосредственный контакт респондента с тестируемым объектом (например, проба на вкус).
Разновидностью холл-теста является blind-test ("тест вслепую"). Основное отличие "теста вслепую" заключается в том, что респондентам не сообщается название продукта, который они тестируют. Это делается для того, чтобы исключить влияние торговой марки на результаты исследования, если это необходимо для решения задач тестирования.
Объектом данного метода исследования могут выступать: отдельные характеристики товара (вкус, дизайн, материал и др.), упаковка, торговая марка (название и логотип), реклама и др.
Иногда холл-тесты используют совместно с проведением фокус-групп для уточнения данных, полученных по результатам их проведения.
Решаемые задачи
Холл-тесты могут применяться для решения следующих задач:
Относительные преимущества и недостатки метода
преимущества
недостатки
Этапы работ
Характер выборки и ее репрезентативность
Репрезентативность. Для проведения исследования этим методом обычно используется направленная выборка, то есть для участия в исследовании привлекаются существующие и потенциальные потребители, соответствующие заданным характеристикам. Например, потребители дорогих марок соков в стеклянной упаковке в возрасте от 18 до 65 лет, потребляющие не менее 1 л сока в неделю.
Это обеспечивает качественную репрезентативность выборки, но не позволяет на ее основе делать выводы о каких-либо количественных параметрах генеральной совокупности.
Объем выборки. Объем выборки может быть различным в зависимости от задач исследования, обычно он составляет не менее 100-150 испытаний, при этом наш опыт говорит о том, что для получения надежного результата лучше проводить 200-300 испытаний.
В случае пролонгированных исследований (исследований, проводящихся в течение нескольких повторяющихся этапов) количество наблюдений за один этап может быть меньшим, чем при одноразовых исследованиях.
Длительность работ
Общая продолжительность всех работ по проведению холл-теста от 5 до 20 рабочих дней.
Дополнительная информация
Холл-тесты проводятся в специально оборудованном помещении или в местах продаж товара (например, универсамы).
Стандартная анкета, используемая в ходе холл-теста, включает от 5 до 15 вопросов.
Для большинства задач при холл-тестировании продуктов, респондентам не сообщается название их производителей. В случае "теста вслепую" также не сообщается и название продукта.