Действительный член Ассоциации консалтинговых компаний России
Общая информация
Фокус-группа - метод, применяемый при проведении качественных маркетинговых исследований. В основе метода лежит специальная форма глубинного интервью, проводимого в группе (глубинное групповое интервью). В процессе фокус-группы участники свободно обмениваются мнениями под руководством опытного ведущего (модератора), имеющего специальное психологическое образование. В задачи ведущего фокус-группу входит создание атмосферы, побуждающей участников высказывать свои суждения, управление групповой динамикой, ведение беседы в соответствии со сценарием и уточнение мнений и ассоциаций участников. В ходе фокус-группы ее участники могут выполнять различные письменные задания модератора.
Фокус-группы применяются в случае, когда необходимо получить подробные данные от существующих или потенциальных потребителей по поводу их восприятия объекта исследования, ассоциаций и мнений с ним связанных, а также для моделирования возможного потребительского поведения.
Объектом этого метода маркетингового исследования могут выступать: концепция товара или услуги, упаковка товара, реклама, торговая марка (название и логотип), отдельная характеристика товара или услуги и др.
Решаемые задачи
Фокус-группы могут применяться для решения следующих задач:
выбор акцентов на отдельных свойствах товара или услуги при их позиционировании на рынке
определение наиболее значимых для потребителя свойств товара или услуги
определение направлений совершенствования товара или услуги, сервисной политики
разработка и тестирование вариантов названий и изображений торговой марки
разработка и тестирование вариантов упаковки товаров
выбор наиболее эффективных с точки зрения воздействия на потребителя рекламных сообщений (слоганы, рекламные изображения, аудио- и видеоролики и др.)
определение товаров-конкурентов, товаров-заменителей
Фокус-группы могут предварять количественные маркетинговые исследования или проводиться после них. В первом случае, как правило, основная задача фокус-групп - определить основные направления проведения количественного исследования, т. е. сузить область изучаемых вопросов. Во втором случае, фокус-группы, как правило, направлены на уточнение данных количественного исследования, его дополнения за счет более подробной проработки полученной ранее информации.
Весьма эффективным является сочетание фокус-групп с другими методами качественных маркетинговых исследований, например, таких как hall-тесты.
Относительные преимущества и недостатки метода фокус-группы
преимущества
недостатки
Этапы работ
Характер выборки и ее репрезентативность
Репрезентативность. Количество участников фокус-групп с точки зрения статистики очень мало, поэтому возможна только качественная интерпретация результатов. Никаких количественных выводов из результатов проведения фокус-группы не делается.
Качественная репрезентативность выборки для фокус-группы достигается путем тщательного отбора ее участников, которые обязательно должны в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым к целевой группе исследования. Кроме того, к участию в фокус-группе, в большинстве случаев, не допускаются люди творческих профессий (режиссеры, художники, актеры и т. д.), менеджеры и творческие сотрудники рекламных агентств, а также люди, принимавшие участие в подобных исследованиях в течение прошедших полугода. Могут накладываться также другие ограничения в зависимости от задач исследования.
Количество участников фокус-группы. Обычно количество участников в одной фокус-группе составляет от 5 до 10 человек, но для повышения надежности результатов рекомендуется проводить две и более фокус-группы. В случае если исследованием должны быть охвачены несколько групп потребителей (например, люди разных уровней дохода), то проведение отдельной фокус-группы с каждой выделенной группой потребителей в большинстве случаев обязательно.
Рекрутинг участников. Существует несколько способов рекрутинга участников фокус-групп. Как правило, участники набираются путем случайного отбора в местах так называемого вероятного скопления целевой группы, в том числе для высокодоходных групп.
Кроме того, участники для фокус-группы могут быть набраны способом "снежного кома", то есть когда сотрудники нашей компании или заказчика, а также потенциальные участники фокус-группы приглашают своих знакомых, друзей, коллег и пр. Этот способ особенно часто применяется, когда требуются респонденты высокодоходных групп.
Длительность работ
Общая продолжительность всех работ по проведению фокус-групп от 5 до 15 рабочих дней.
Собственно проведение фокус-группы (этап 7) занимает от 1,5 до 3 часов.
Дополнительная информация
Фокус-группы могут проводиться в помещениях, оборудованных специальным односторонним зеркалом, либо с выведением изображения и звука в отдельное помещение на видеомонитор, для обеспечения возможности наблюдения за ее ходом.
Запись фокус-группы, как правило, ведется на видео- и/или аудиопленку с согласия ее участников.
Рекомендуется, чтобы участники фокус-группы и модератор располагались за столом круглой формы.
По окончании фокус-группы ее участники получают подарки от имени организаторов или заказчиков исследования.
Если заказчику важно обеспечить высокий представительский уровень самой фокус-группы, можем предложить нестандартные способы организации. Например, проведение фокус-группы в одном из престижных ресторанов города (видеосъемка при этом также может проводиться).